LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

О некоторых особенностях классицизма в Чехии (литература и живопись)

Татьяна Евгеньевна Аникина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Иван Михайлович Аникин
Докладчик
независимый исследователь

онлайн 168
2023-03-14
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

классицизм; чешская литература; чешская живопись; ускоренный культурный процесс

Тезисы

Для того, чтобы более отчетливо представить себе особенности чешского классицизма, следует обратиться к истории Чехии. В 1620 г. Чехия потеряла свою независимость. В результате битвы при Белой горе она была завоевана Габсбургами и вошла в состав Австрийской империи. Произошло онемечивание страны. Чешский сохранился в основном в деревнях. Чешская культура не поддерживалась. Наступила «эпоха темноты» (Doba Temna). В начале ХIХ в. в стране появились так называемые будители, началось национальное возрождение (Obrození). Поначалу борьба шла только за возрождение чешского языка. Будителям удалось «засадить за парты» всю страну и заново выучить или заставить ее жителей вспомнить родной язык, возродилась литература на чешском языке, хотя научные трактаты по-прежнему писались по-немецки.  Но затем очень быстро и наука перешла на национальный язык, благо был опыт Средневековья, когда Чехия могла легко конкурировать с любой из западных стран. Если самые зачатки национального возрождения еще опирались на эстетику Просвещения и классицизма, то его расцвет более соответствовал эстетическим установкам романтизма, в частности, вырос интерес к национальному Средневековью, родному пейзажу. От эпохи Средневековья в Чехии сохранились средневековые памятники, в частности архитектурные. Кроме того, нельзя забывать, что в начале ХIХ в. чешское искусство находилось в австро-немецкой культурной среде. Чешская же литература во многом ориентировалась на литературу русскую. Говоря о классицизме, следует упомянуть еще об одной особенности чешской культуры. После битвы при Белой горе на Староместской площади в Праге были казнены представители чешской шляхты. В стране осталось совсем небольшое число дворянства. А произведения классицистов, особенно высокого стиля, во многом ориентировались на этот класс. Следует заметить, что чешский классицизм, как и вся чешская культура, «опаздывал» по сравнению с Западом. Думается, возможно расширить термин об ускоренном литературном процессе на другие явления культуры и говорить об ускоренном культурном процессе, который состоит в том, что «опаздывающие» культуры вступают в тот или иной этап своего развития, когда, если можно так выразиться, «передовые» культуры его миновали и перешли к следующему этапу. Отстающие культуры имеют возможность использовать в своем развитии опыт передовых культур, что часто приводит к смешению направлений. Таким образом, классицизм в живописи Чехии не был монолитным «интернациональным» явлением, подобно чешскому барокко, классицизм был сугубо национальным явлением, где в соответствии со взглядами национального возрождения и ускоренным культурным процессом переплетались черты других направлений. Одним из основателей классицистического направления в изобразительном искусстве Чехии был Карел Постл (1770—1818). Если композицию Постла «Четыре времени суток. Утро» можно отнести к классицизму: античные развалины на первом плане, то в композиции «Орлик» античные мотивы сменяет интерес к средневековой архитектуре Чехии. А, напоминаем, интерес к чешскому пейзажу и средневековой чешской архитектуре является неотъемлемой чертой философских установок и эстетики национального возрождения, в рамках которой создавались данные полотна. В произведении «Четыре времени суток. Ночь» видны романтические черты.
 Одним из самых известных чешских художников, соотносимых в истории чешского искусства с классицизмом, был ученик Карла Постла, Антонин Манес (1784—1843). Следует заметить, что Манес творил в то время, когда в европейском искусстве расцветал романтизм. Если в его «Пейзаже с античными руинами» мы видим идеальный пейзаж, на территории Чехи нет следов античности, то уже в «Пейзаже с руинами храма» отразился национальный средневековый пейзаж, то же можно сказать и о «Виде на Прагу со стороны бельведера». «Пейзаж во время грозы», благодаря колориту, теме полотна, освещению имеет очень явственные романтические черты. То же можно сказать о «Пейзаже с деревянной постройкой». Интересно, что хронологически картины писались почти в одно и тоже время. Это свидетельствует о том, что в творчестве мастера переплетаются классицистические черты с романтическими. Трудно говорить об эволюции его творчества от классицизма к романтизму, скорее об их сосуществовании.
 Одним из самых выразительных чешских живописцев, работающих в стиле классицизма, был Франтишек Ткадлик (1786—1840). Классическим его произведением является портрет Йозефа Добровского (1820), знаменитого деятеля национального возрождения. Благодаря тому, что на портрете изображен один из главных будителей, в самом выборе персонажа скрыт определенный романтизм. В портрете же молодого графа Чернина романтизм присутствует уже вполне явно, что проявляется в небрежно повязанном шейном платке, расстегнутом жилете и т.д.  Если библейская композиция со сценой Потопа создана в рамках эстетики классицизма, то с картиной «Св. Вацлав и св. Людмила во время богослужения» – несколько сложнее. Опять-таки тема произведения – изображение важнейшего момента чешской истории – соответствует фокусу романтических интересов национального возрождения. Именно будителями создан культ св. Вацлава, покровителя и защитника чешской земли.
 Говоря о чешской литературе, следует остановиться на фигуре Яна Коллара, деятеля чешского национального возрождения, по национальности словака. Его знаменитая поэма «Дочь Славы» также соединяет в себе черты классицизма и романтизма. Возвышенный, одический стиль поэмы соотносится с классицизмом. Однако уже название (дочь Славы - дочь славянской богини), сюжет, пассажи поэмы носят романтический характер. Таким образом, классицизм в живописи Чехии не был монолитным «интернациональным» явлением, подобно чешскому барокко или маньеризму, где, кстати, творили по большей части австрийские и немецкие мастера. Классицизм был сугубо национальным явлением, где в соответствии со взглядами национального возрождения и ускоренным культурным процессом, с ним переплетались черты других направлений.