О некоторых особенностях классицизма в Чехии (литература и живопись)
Татьяна Евгеньевна Аникина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Иван Михайлович Аникин
Докладчик
независимый исследователь
онлайн 168
2023-03-14
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
классицизм; чешская литература; чешская живопись; ускоренный культурный процесс
Тезисы
Для того, чтобы более отчетливо представить себе особенности
чешского классицизма, следует обратиться к истории Чехии. В 1620 г. Чехия
потеряла свою независимость. В результате битвы при Белой горе она была завоевана
Габсбургами и вошла в состав Австрийской империи. Произошло онемечивание
страны. Чешский сохранился в основном в деревнях. Чешская культура не
поддерживалась. Наступила «эпоха темноты» (Doba Temna). В начале ХIХ в. в стране появились так
называемые будители, началось национальное возрождение (Obrození). Поначалу
борьба шла только за возрождение чешского языка. Будителям удалось «засадить за
парты» всю страну и заново выучить или заставить ее жителей вспомнить родной
язык, возродилась литература на чешском языке, хотя научные трактаты
по-прежнему писались по-немецки. Но затем очень быстро и наука перешла на
национальный язык, благо был опыт Средневековья, когда Чехия могла легко
конкурировать с любой из западных стран. Если
самые зачатки национального возрождения еще опирались на эстетику Просвещения и
классицизма, то его расцвет более соответствовал эстетическим установкам
романтизма, в частности, вырос интерес к национальному Средневековью, родному
пейзажу. От эпохи Средневековья в Чехии сохранились средневековые памятники, в
частности архитектурные. Кроме того, нельзя забывать, что в начале ХIХ в. чешское искусство находилось в австро-немецкой
культурной среде. Чешская же литература во многом ориентировалась на литературу
русскую. Говоря о классицизме, следует упомянуть еще об одной особенности
чешской культуры. После битвы при Белой горе на Староместской площади в Праге
были казнены представители чешской шляхты. В стране осталось совсем небольшое
число дворянства. А произведения классицистов, особенно высокого стиля, во
многом ориентировались на этот класс. Следует заметить, что чешский классицизм,
как и вся чешская культура, «опаздывал» по сравнению с Западом. Думается, возможно расширить термин об ускоренном литературном процессе на другие явления
культуры и говорить об ускоренном культурном процессе, который состоит в том,
что «опаздывающие» культуры вступают в тот или иной этап своего развития,
когда, если можно так выразиться, «передовые» культуры его миновали и перешли к
следующему этапу. Отстающие культуры имеют возможность использовать в своем
развитии опыт передовых культур, что часто приводит к смешению направлений.
Таким образом, классицизм в живописи Чехии не был монолитным
«интернациональным» явлением, подобно чешскому барокко, классицизм был сугубо
национальным явлением, где в соответствии со взглядами национального возрождения
и ускоренным культурным процессом переплетались черты других направлений.
Одним из основателей классицистического
направления в изобразительном искусстве Чехии был Карел Постл (1770—1818). Если
композицию Постла «Четыре времени суток. Утро» можно отнести к классицизму:
античные развалины на первом плане, то в композиции «Орлик» античные мотивы
сменяет интерес к средневековой архитектуре Чехии. А, напоминаем, интерес к
чешскому пейзажу и средневековой чешской архитектуре является неотъемлемой
чертой философских установок и эстетики национального возрождения, в рамках
которой создавались данные полотна. В произведении «Четыре времени суток. Ночь»
видны романтические черты.
Одним из самых известных чешских художников, соотносимых в истории чешского искусства с классицизмом, был ученик Карла Постла, Антонин Манес (1784—1843). Следует заметить, что Манес творил в то время, когда в европейском искусстве расцветал романтизм. Если в его «Пейзаже с античными руинами» мы видим идеальный пейзаж, на территории Чехи нет следов античности, то уже в «Пейзаже с руинами храма» отразился национальный средневековый пейзаж, то же можно сказать и о «Виде на Прагу со стороны бельведера». «Пейзаж во время грозы», благодаря колориту, теме полотна, освещению имеет очень явственные романтические черты. То же можно сказать о «Пейзаже с деревянной постройкой». Интересно, что хронологически картины писались почти в одно и тоже время. Это свидетельствует о том, что в творчестве мастера переплетаются классицистические черты с романтическими. Трудно говорить об эволюции его творчества от классицизма к романтизму, скорее об их сосуществовании.
Одним из самых выразительных чешских живописцев, работающих в стиле классицизма, был Франтишек Ткадлик (1786—1840). Классическим его произведением является портрет Йозефа Добровского (1820), знаменитого деятеля национального возрождения. Благодаря тому, что на портрете изображен один из главных будителей, в самом выборе персонажа скрыт определенный романтизм. В портрете же молодого графа Чернина романтизм присутствует уже вполне явно, что проявляется в небрежно повязанном шейном платке, расстегнутом жилете и т.д. Если библейская композиция со сценой Потопа создана в рамках эстетики классицизма, то с картиной «Св. Вацлав и св. Людмила во время богослужения» – несколько сложнее. Опять-таки тема произведения – изображение важнейшего момента чешской истории – соответствует фокусу романтических интересов национального возрождения. Именно будителями создан культ св. Вацлава, покровителя и защитника чешской земли.
Говоря о чешской литературе, следует остановиться на фигуре Яна Коллара, деятеля чешского национального возрождения, по национальности словака. Его знаменитая поэма «Дочь Славы» также соединяет в себе черты классицизма и романтизма. Возвышенный, одический стиль поэмы соотносится с классицизмом. Однако уже название (дочь Славы - дочь славянской богини), сюжет, пассажи поэмы носят романтический характер. Таким образом, классицизм в живописи Чехии не был монолитным «интернациональным» явлением, подобно чешскому барокко или маньеризму, где, кстати, творили по большей части австрийские и немецкие мастера. Классицизм был сугубо национальным явлением, где в соответствии со взглядами национального возрождения и ускоренным культурным процессом, с ним переплетались черты других направлений.
Одним из самых известных чешских художников, соотносимых в истории чешского искусства с классицизмом, был ученик Карла Постла, Антонин Манес (1784—1843). Следует заметить, что Манес творил в то время, когда в европейском искусстве расцветал романтизм. Если в его «Пейзаже с античными руинами» мы видим идеальный пейзаж, на территории Чехи нет следов античности, то уже в «Пейзаже с руинами храма» отразился национальный средневековый пейзаж, то же можно сказать и о «Виде на Прагу со стороны бельведера». «Пейзаж во время грозы», благодаря колориту, теме полотна, освещению имеет очень явственные романтические черты. То же можно сказать о «Пейзаже с деревянной постройкой». Интересно, что хронологически картины писались почти в одно и тоже время. Это свидетельствует о том, что в творчестве мастера переплетаются классицистические черты с романтическими. Трудно говорить об эволюции его творчества от классицизма к романтизму, скорее об их сосуществовании.
Одним из самых выразительных чешских живописцев, работающих в стиле классицизма, был Франтишек Ткадлик (1786—1840). Классическим его произведением является портрет Йозефа Добровского (1820), знаменитого деятеля национального возрождения. Благодаря тому, что на портрете изображен один из главных будителей, в самом выборе персонажа скрыт определенный романтизм. В портрете же молодого графа Чернина романтизм присутствует уже вполне явно, что проявляется в небрежно повязанном шейном платке, расстегнутом жилете и т.д. Если библейская композиция со сценой Потопа создана в рамках эстетики классицизма, то с картиной «Св. Вацлав и св. Людмила во время богослужения» – несколько сложнее. Опять-таки тема произведения – изображение важнейшего момента чешской истории – соответствует фокусу романтических интересов национального возрождения. Именно будителями создан культ св. Вацлава, покровителя и защитника чешской земли.
Говоря о чешской литературе, следует остановиться на фигуре Яна Коллара, деятеля чешского национального возрождения, по национальности словака. Его знаменитая поэма «Дочь Славы» также соединяет в себе черты классицизма и романтизма. Возвышенный, одический стиль поэмы соотносится с классицизмом. Однако уже название (дочь Славы - дочь славянской богини), сюжет, пассажи поэмы носят романтический характер. Таким образом, классицизм в живописи Чехии не был монолитным «интернациональным» явлением, подобно чешскому барокко или маньеризму, где, кстати, творили по большей части австрийские и немецкие мастера. Классицизм был сугубо национальным явлением, где в соответствии со взглядами национального возрождения и ускоренным культурным процессом, с ним переплетались черты других направлений.