XXV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Взрослеем с редукцией

Анастасия Романовна Белова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Психолингвистика (онлайн)
2022-04-21
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В работе исследуется фонетическая редукция в речи русскоязычных детей 4–5 лет. Исследование проводилось на материале собранных в ходе лонгитюдного эксперимента записей спонтанной речи детей. Был проведен слуховой и инструментальный анализ записей, описано, в каких словах возникает фонетическая редукция, а также сопоставлены количественные и качественные характеристики фонетической редукции в речи детей.

Тезисы

Цель работы — описать фонетическую редукцию словоформ в речи детей 4–5 лет, а также проверить, наблюдаются ли количественные и качественные изменения в этом явлении по мере взросления ребенка. Ранее фонетическая редукция в устной речи русскоязычных детей никогда не описывалась на основе слухового и инструментального анализа большого массива записей. Кроме того, до сих пор не было проведено исследований по изучению того, как изменяется количество редуцированных словоформ и степень редукции по мере взросления ребенка. Материалом для исследования послужили записи спонтанной детской речи, собранные в ходе лонгитюдного эксперимента продолжительностью 1 год. На начальном этапе работы нами был использован метод сплошного прослушивания. Затем мы приступили к слуховому и инструментальному анализу записей; анализ был проведен с помощью компьютерной программы для визуализации речевого потока Praat. На данный момент проанализированы записи одного ребенка. Общая продолжительность проанализированных записей составляет примерно 80 минут (25 записей). В ходе анализа посчитано 1) общее количество словоформ в каждой записи, 2) количество словоформ, которые подверглись редукции, 3) количество словоформ, в которых произошли качественные изменения звуков, 4) количество стяжений на стыке словоформ. Согласно предварительным результатам, в ранних записях (возраст ребенка — 4 года 9 месяцев — 5 лет 1 месяц) наблюдается преобладание качественных изменений звуков — они затрагивают около 30% всех словоформ. В первую очередь эти изменения обусловлены тем, что ребенок на данном этапе еще не выговаривает некоторые звуки: напр., покушала [pakufala], пошла [pasla] и т.д. Словоформы с выпадением звуков встречаются реже и составляют не более 15% от общего количества словоформ (напр., полдник [polnʲi:]). В ходе дальнейшего анализа планируется выявить типичные редуцированные реализации в речи ребенка, а также сопоставить результаты этого исследования с данными, полученными ранее на речи взрослых носителей русского языка.