Взрослеем с редукцией
Анастасия Романовна Белова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Психолингвистика (онлайн)
2022-04-21
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В работе исследуется фонетическая редукция в речи русскоязычных детей 4–5 лет. Исследование проводилось на материале собранных в ходе лонгитюдного эксперимента записей спонтанной речи детей. Был проведен слуховой и инструментальный анализ записей, описано, в каких словах возникает фонетическая редукция, а также сопоставлены количественные и качественные характеристики фонетической редукции в речи детей.
Тезисы
Цель
работы — описать фонетическую редукцию словоформ в речи детей 4–5 лет, а также
проверить, наблюдаются ли количественные и качественные изменения в этом
явлении по мере взросления ребенка. Ранее фонетическая редукция в устной речи
русскоязычных детей никогда не описывалась на основе слухового и
инструментального анализа большого массива записей. Кроме того, до сих пор не
было проведено исследований по изучению того, как изменяется количество
редуцированных словоформ и степень редукции по мере взросления ребенка. Материалом для исследования послужили записи спонтанной детской
речи, собранные в ходе лонгитюдного эксперимента продолжительностью 1 год. На
начальном этапе работы нами был использован метод сплошного прослушивания.
Затем мы приступили к слуховому и инструментальному анализу записей; анализ был
проведен с помощью компьютерной программы для визуализации речевого потока Praat. На
данный момент проанализированы записи одного ребенка. Общая продолжительность
проанализированных записей составляет примерно 80 минут (25 записей). В ходе
анализа посчитано 1) общее количество словоформ в каждой записи, 2) количество
словоформ, которые подверглись редукции, 3) количество словоформ, в которых
произошли качественные изменения звуков, 4) количество стяжений на стыке
словоформ. Согласно предварительным результатам, в ранних записях (возраст
ребенка — 4 года 9 месяцев — 5 лет 1 месяц) наблюдается преобладание
качественных изменений звуков — они затрагивают около 30% всех словоформ. В
первую очередь эти изменения обусловлены тем, что ребенок на данном этапе еще
не выговаривает некоторые звуки: напр., покушала [pakufala], пошла
[pasla] и т.д. Словоформы с выпадением звуков встречаются реже и составляют не
более 15% от общего количества словоформ (напр., полдник [polnʲi:]). В ходе дальнейшего анализа планируется выявить
типичные редуцированные реализации в речи ребенка, а также сопоставить
результаты этого исследования с данными, полученными ранее на речи взрослых
носителей русского языка.