Женщины в северорусских охотничьих избушках: правила поведения
Полина Максимовна Шашкова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Фольклор и мифология, онлайн
2022-04-22
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Традиционно считается, что охотничьи избушки — это мужское пространство, имеющее как практическое (в них ночуют во
время охоты, трапезничают, сушат одежду, приготавливают охотничьи снасти и
т. д.), так и символическое значение (напр., при посещении избушки охотник «просится»
у домового). Как показали наши материалы, записанные в ходе фольклорных
экспедиций СПбГУ в Архангельской области, женщины нередко посещают эти
избушки, причем имеют свои цели и правила поведения.
Тезисы
Северорусская охота предполагает длительное пребывание в лесу (от двух дней до
нескольких недель). Охотничья избушка (лесная избушка) оказывается сезонным
жильем для охотников, и пребывание в ней связано с различными практиками.
Охотники в них ночуют, трапезничают, сушат одежду, отдыхают, готовят охотничьи
и рыболовные снасти (часто охота сопровождается рыбалкой «с удочкой») и т. д.
Пребывание в избушке обязывает ее хозяина или гостя соблюдать определенные
правила: практические (избушки, как правило, не закрываются, и любой
охотник может ими воспользоваться, при этом необходимо восполнить любые припасы, если гость ими воспользовался) и символические (в избушку принято «проситься» у домового и др.). Наличие хорошей
(удобной, аккуратной) избушки определяет статус хорошего охотника так же, как удачная охота. Но женщины тоже посещают охотничьи избушки. Целью доклада является описание женских
практик в мужском пространстве — охотничьей
избушке.
Женщин-охотниц гораздо меньше, чем мужчин, но они нередко сопровождают своих
мужей. В этом случае обязанности распределяются практически так же, как это
происходит в привычном быту. На женщину возлагается уборка, приготовление еды,
на мужчину — подготовка к охоте, заготовление дров, пополнение воды. Семейная
пара продолжает быть соучастниками в устройстве бытовой жизни в лесу, а правила
взаимного распределения обязанностей и договора об этих правил поддерживаются
так же, как в обычной деревенской жизни. Но нам встречались и случаи, когда женщины самостоятельно посещали
лесные избушки. Они могли передаваться
во собственность женщины вместе с охотничьими путиками в случае смерти супруга
или по наследству от отца, если в семье больше не было мужчин. Если женщина не
занималась охотой, она могла или отдать путик и избушку или
использовать ее в иных целях — как
пространство для совместного с
детьми или внуками отдыха. Эти и другие случаи использования женщинами пространства охотничьих
избушек и рассмотрим в рамках доклада.