XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Женщины в северорусских охотничьих избушках: правила поведения

Полина Максимовна Шашкова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Фольклор и мифология, онлайн
2022-04-22
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Традиционно считается, что охотничьи избушки — это мужское пространство, имеющее как практическое (в них ночуют во время охоты, трапезничают, сушат одежду, приготавливают охотничьи снасти и т. д.), так и символическое значение (напр., при посещении избушки охотник «просится» у домового). Как показали наши материалы, записанные в ходе фольклорных экспедиций СПбГУ в Архангельской области, женщины нередко посещают эти избушки, причем имеют свои цели и правила поведения.

Тезисы

Северорусская охота предполагает длительное пребывание в лесу (от двух дней до нескольких недель). Охотничья избушка (лесная избушка) оказывается сезонным жильем для охотников, и пребывание в ней связано с различными практиками. Охотники в них ночуют, трапезничают, сушат одежду, отдыхают, готовят охотничьи и рыболовные снасти (часто охота сопровождается рыбалкой «с удочкой») и т. д. Пребывание в избушке обязывает ее хозяина или гостя соблюдать определенные правила: практические (избушки, как правило, не закрываются, и любой охотник может ими воспользоваться, при этом необходимо восполнить любые припасы, если гость ими воспользовался) и символические (в избушку принято «проситься» у домового и др.). Наличие хорошей (удобной, аккуратной) избушки определяет статус хорошего охотника так же, как удачная охота. Но женщины тоже посещают охотничьи избушки. Целью доклада является описание женских практик в мужском пространстве — охотничьей избушке. Женщин-охотниц гораздо меньше, чем мужчин, но они нередко сопровождают своих мужей. В этом случае обязанности распределяются практически так же, как это происходит в привычном быту. На женщину возлагается уборка, приготовление еды, на мужчину — подготовка к охоте, заготовление дров, пополнение воды. Семейная пара продолжает быть соучастниками в устройстве бытовой жизни в лесу, а правила взаимного распределения обязанностей и договора об этих правил поддерживаются так же, как в обычной деревенской жизни. Но нам встречались и случаи, когда женщины самостоятельно посещали лесные избушки. Они могли передаваться во собственность женщины вместе с охотничьими путиками в случае смерти супруга или по наследству от отца, если в семье больше не было мужчин. Если женщина не занималась охотой, она могла или отдать путик и избушку или использовать ее в иных целях — как пространство для совместного с детьми или внуками отдыха. Эти и другие случаи использования женщинами пространства охотничьих избушек и рассмотрим в рамках доклада.