Театрализация как текстопорождающая стратегия в цикле Михаила Кузмина «Ракеты» (соотношение реального и условного)
София Олеговна Куликова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Русская литература: история (онлайн)
2022-04-20
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются принципы театрализации в поэтике М. А.
Кузмина. Целью является рассмотрение соотношения реального и условного как
текстопорождающей стратегии на основе семиотического и интермедиального
методов. В центре внимания находятся театральные образы и приемы в стихотворном
цикле «Ракеты» (1907). Делаются выводы, что соотношение реального и
условного способствует формированию художественной концепции мира как
эстетического феномена, присущей поэзии символизма.
Тезисы
В центре нашего внимания находится малоизученная проблема
формирования театральной поэтики, на основе которой создан стихотворный цикл М.
А. Кузмина «Ракеты» (1907 г.), входящий в состав сборника «Сети» (1908 г.). Этот
цикл, состоящий из девяти стихотворений, представляет собой тип художественного
единства. Цель работы — исследовать текстопорождающую функцию принципов театрализации. Задача — определить продуктивные принципы театральной поэтики в структуре цикла,
установить, как они способствуют формированию концепции мира как эстетического
феномена.
В результате анализа установлено, что специфика цикла заключается в
его двуплановости и взаимодействии реального и условного времени и пространства,
что подчеркивают мотивы хрупкости, искусственности, тайны, игры, маски.
Образный ряд стихотворений обнаруживает интермедиальную связь с живописью художников
объединения «Мир искусства» и прежде всего с картинами К. А. Сомова,
стилизованными под французское искусство и театральные сценки XVIII в. Обращение к эстетизированному стилизованному
изображению подчеркивает ретроспективизм и воспроизведение жизни как
произведения искусства. Театрализация текста достигается при помощи приема
«сценки»: организации художественного мира по принципу соотношения реального и
условного (мизансцена, жесты и позы героев, знаковые детали). Детали (элементы
костюма, аксессуары) способствуют созданию образов и становятся знаками,
которыми представлены мотивы любви, хрупкости, тайны. Приобретая семантическую
насыщенность, внешние детали заменяют психологические характеристики персонажей.
В цикле используются различные типы лирического героя. Разграничение между ними
проводится по степени объективности или субъективности и включенности в сюжет
цикла. Способность лирического героя быть явленным разными «масками»
подчеркивает игровой, театральный характер описываемых событий. Условность
художественного пространства связана с условностью сюжета, отсутствием в нем
напряжения (кульминационная сцена остается за пределами текста),
взаимозаменяемостью героев (возлюбленной юноши становится Юлия вместо Аманды).
Использование образов и приемов театра, обращение к культурно-мифологическому
контексту (стихотворение «Эпитафия») — все это подчеркивает связь мира текста с
искусством, стремление осмыслить жизнь в эстетических категориях.