XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Театрализация как текстопорождающая стратегия в цикле Михаила Кузмина «Ракеты» (соотношение реального и условного)

София Олеговна Куликова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Русская литература: история (онлайн)
2022-04-20
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются принципы театрализации в поэтике М. А. Кузмина. Целью является рассмотрение соотношения реального и условного как текстопорождающей стратегии на основе семиотического и интермедиального методов. В центре внимания находятся театральные образы и приемы в стихотворном цикле «Ракеты» (1907). Делаются выводы, что соотношение реального и условного способствует формированию художественной концепции мира как эстетического феномена, присущей поэзии символизма.

Тезисы

В центре нашего внимания находится малоизученная проблема формирования театральной поэтики, на основе которой создан стихотворный цикл М. А. Кузмина «Ракеты» (1907 г.), входящий в состав сборника «Сети» (1908 г.). Этот цикл, состоящий из девяти стихотворений, представляет собой тип художественного единства. Цель работы — исследовать текстопорождающую функцию принципов театрализации. Задача — определить продуктивные принципы театральной поэтики в структуре цикла, установить, как они способствуют формированию концепции мира как эстетического феномена.
В результате анализа установлено, что специфика цикла заключается в его двуплановости и взаимодействии реального и условного времени и пространства, что подчеркивают мотивы хрупкости, искусственности, тайны, игры, маски. Образный ряд стихотворений обнаруживает интермедиальную связь с живописью художников объединения «Мир искусства» и прежде всего с картинами К. А. Сомова, стилизованными под французское искусство и театральные сценки XVIII в. Обращение к эстетизированному стилизованному изображению подчеркивает ретроспективизм и воспроизведение жизни как произведения искусства. Театрализация текста достигается при помощи приема «сценки»: организации художественного мира по принципу соотношения реального и условного (мизансцена, жесты и позы героев, знаковые детали). Детали (элементы костюма, аксессуары) способствуют созданию образов и становятся знаками, которыми представлены мотивы любви, хрупкости, тайны. Приобретая семантическую насыщенность, внешние детали заменяют психологические характеристики персонажей. В цикле используются различные типы лирического героя. Разграничение между ними проводится по степени объективности или субъективности и включенности в сюжет цикла. Способность лирического героя быть явленным разными «масками» подчеркивает игровой, театральный характер описываемых событий. Условность художественного пространства связана с условностью сюжета, отсутствием в нем напряжения (кульминационная сцена остается за пределами текста), взаимозаменяемостью героев (возлюбленной юноши становится Юлия вместо Аманды). Использование образов и приемов театра, обращение к культурно-мифологическому контексту (стихотворение «Эпитафия») — все это подчеркивает связь мира текста с искусством, стремление осмыслить жизнь в эстетических категориях.