Элегический сюжет в романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история»
Михаил Васильевич Отрадин
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн
2022-03-17
12:50 -
13:10
Ключевые слова, аннотация
элегическое; герой; эпилог;
идеалист; сюжет.
Тезисы
Александр Адуев предстает как
классический романный герой-идеалист, который не может освободиться от
непреодолимых диссонансов. О герое такого типа Д.Лукач написал: «Его душа шире,
обширнее тех судеб, которые открывает перед ним жизнь». В
докладе пойдет речь о 6 главе второй части романа, которая
предшествует эпилогу. Если резко сформулировать посылку, то можно сказать, что
Александр в этой главе и Александр в эпилоге – это два разных героя. Родные
«Грачи», куда вернулся из Петербурга герой, предстают как элегически окрашенный
мир, который сменил идиллическую картину усадебной жизни. По мере того, как
Александр входит в зону элегических переживаний, в нем угасает внутренняя потребность
отвергать и даже проклинать жизненный опыт, приобретенный в Петербурге. Теперь
он обращается к воспоминаниям, размышлениям о пережитом. Элегическая картина
мира, возникающая в сознании героя, явно выходит за границы элегии как жанра.
Элегический топос в «Обыкновенной истории» включает в себя такие
сюжетно-тематические ситуации и мотивы, как возвращение на родину, воспоминания
о детстве и юности, готовность простить прошлые обиды, элегическая меланхолия,
«переживание, в котором грусть соединяется с эстетическим наслаждением»
(В.М.Маркович). Рефлексия элегически настроенного человека – это
знак живой, открывающей новые жизненные горизонты души. Герой не опредЕлен. Его
внутренний потенциал не исчерпан. Во внутреннем мире Александра обнаруживается
некое содержание, которое не проявилось в его спорах с дядей, в развитии
диалогического конфликта. Пережитое осмыслено героем как горький, но
необходимый опыт чувств, опыт души. В этом плане он может быть сопоставлен с
героем элегии Баратынского. Воспоминания обретают эстетические черты. И это
опыт не вообще человека, а именно того, кто вспоминает. Если бы Александр
назвал себя «одиноким странником» в споре с дядей, то это прозвучало бы как еще
одна звонкая цитата. Но он назвал себя так в письме к Лизавете Александровне («похвальном
слове самому себе»). Теперь он смотрит на себя с заметной долей иронии и
признается, что «ролевая» жизнь уже не для него: «не сумасброд, не мечтатель,
не разочарованный, не провинциал, а просто человек». В контексте элегических
мотивов это самоопределение не воспринимается только как ироническое. В
контексте русской литературы XIX века слово «странник» говорит не
только о пространственном, но и о движении, так сказать, по вертикали, в
духовном плане. Перерождение героя, продемонстрированное в эпилоге, так
неожиданно для читателя потому, что в предшествующей главе он узнал, каков
душевный и духовный потенциал Александра. А теперь перед нами романный герой,
который по известной формуле М.Бахтина «меньше своей человечности».