Утопия и производство знания в фильмах Павла Клушанцева
Ольга Давыдова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Утопия, фантастика, Клушанцев, Делез, кино
Тезисы
До
наступления цифровой эпохи научно-популярные фильмы представляли собой совершенно
особый вид кино, и прежде всего потому, что их создатели неизбежно
сталкивались с необходимостью визуализировать нечто, не имевшее материального
эквивалента в эмпирической действительности – например, абстрактные понятия или
гипотезы о космосе, а то и вовсе визуально «невозможное» – космическое будущее.
Конечно, на помощь приходила анимация, но в случае космического
научно-фантастического фильма такая смена модуса репрезентации неизбежно приводила
к крену в сторону фантазии. Павел Клушанцев снял около десятка
научно-популярных (и не только) фильмов о космосе еще до того, как в
киноутопиях и кинодистопиях сформировалась стереотипная визуализация
космического будущего. Проект Клушанцева можно расположить на стыке нескольких
модусов репрезентации: документального кино, научного фильма и фантастической
утопии. Это совмещение разных стратегий позволяет режиссеру не просто
включиться в соответствующий эпохе дискурс о прогрессе и построении мира мечты
в космосе, но и вскрыть потенциал кинообраза как машины производства научного
знания.
Сопоставление кино и мышления – далеко
не новая идея в кинотеории; достаточно вспомнить Ж. Делеза и идущих по его
стопам теоретиков. Случай Клушанцева позволяет детализировать это сопоставление. Конструируемая им утопия
преподносится как уже существующая, а кино и спецэффект (основной прием
Клушанцева, отказывающегося от анимации в пользу технически сложных спецэффектов)
становятся не средством производства иллюзии (как это происходит у Кубрика или
в современной кинофантастике), но способом верификации пока что несуществующей,
но выводимой из научных достижений (а значит, потенциально возможной)
действительности. Мы имеем дело с рационализированной версией мечты, в которой
кинематографу отводится функция легитимации и подтверждения. Если
привычная фантастика, по словам Ф. Джеймисона, всегда указывает на нашу
неспособность вообразить будущее и утопию, и к тому же остраняет наше
настоящее, превращая его в «определенное прошлое некоего грядущего», то
документальные картины Клушанцева полностью размывают границу между временами,
упраздняя идею прогресса и лишая утопию статуса воображаемого. В этих фильмах
сам модус производства образа – то, как сделано кино – становится принципиально
важным, потому что кино становится инструментом производства знания вместо
производства утопии, и тем самым обнаруживает свою медиум-специфичность,
раскрывает свои силы и потенции. Вместо «иллюзии реальности» мы имеем дело с «реальностью
иллюзии» в до-цифровом киномире, что позволяет пересмотреть тезисы П.Пистерс о
силах ложного, виртуального и аффекта (к ним позже добавится сила речевого
акта) и детализировать тезис о сопоставлении кино и мышления.