Мифологические мотивы в романном творчестве Ричарда Пауэрса (на примере романов «Галатея 2.2» и «Орфей»)
Дарья Сергеевна Игнатьева
Докладчик
преподаватель
Михайловская военная артиллерийская академия
Михайловская военная артиллерийская академия
190, MsTeams
2022-03-17
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Миф; мифологические мотивы; мифологические образы; мотив
творения; Ричард Пауэрс
Тезисы
В настоящей
работе рассматриваются мифологические мотивы, использованные современным
американским писателем Ричардом Пауэрсом (р. 1957, Powers) в романах «Галатея 2.2.» (1995, «Galatea 2.2») и «Орфей» (2014, «Orfeo»).
Названия исследуемых
романов наталкивают читателя на мифологические ассоциации и отсылают к
известным древнегреческим мифам – мифу о Пигмалионе и Галатее и мифу об Орфее и
Эвридике. Обнаружение аналогий в сюжетопостроении
указанных мифов и одноименных романов Пауэрса позволяет сделать вывод о том,
что автор использует мотивы древних мифов в качестве основы, базиса для своих произведений.
На этом базисе Пауэрс развивает сюжетные перипетии, создает разнообразные
коллизии и ставит эксперименты по синтезированию художественного и научного дискурсов.
Так, все передовые идеи и замыслы, о которых говорится в романах, а также
пауэрсовские художественные инновации – все это рассматривается сквозь призму
древних мотивов: мотивов творения, любви и человечности, мотивов поиска, смерти
и бессмертия. Обращаясь, таким образом, к проблеме традиции и новаторства,
Пауэрс пересматривает древний миф с позиций современности и пытается взглянуть
на современность с позиций древнего мифа.
В процессе переработки
старых паттернов автор применяет постмодернистские техники: игру с жанрами, пародирование и
самопародирование, прием интертекста. Так, в результате пересмотра мифа о Пигмалионе
и Галатее на месте гениального ваятеля в пауэрсовском романе оказывается тандем
деятелей науки и искусства – нейроученого Филиппа Лентца и филолога, писателя
Ричарда Пауэрса. В роли искусного шедевра выступает не статуя, а нейросеть,
суперкомпьютер Элен, которой по сюжету суждено обрести человеческое сознание, полюбить
своего создателя, а затем деактивировать собственную систему по причине
осознания того, что ее идеалистические представления о мире не совпадают с тем,
каков он есть на самом деле.
Роман «Орфей» изображает
современного композитора, Питера Элса, который проводит химические опыты по
кодированию музыкальных образцов в ДНК бактерии с целью обессмертить любимую
музыку, а также совершить жест концептуального искусства, искусства для
вечности, а не для людей.
Сопоставляя события и поступки античных и нынешних
героев, Пауэрс ставит вопросы о настоящем и будущем современного человека. Он открывает
вопрос о природе человеческого сознания и в связи с этим задается вопросом об
ответственности, полагая, что неплохо бы сначала понимать, кто мы есть, прежде
чем лепить себе подобный интеллект. Вместе с тем, звучит сожаление по поводу выхолощенности,
пустоты и безжизненности современного искусства. Если музыка Орфея созидательна,
и память о его лире живет вечно, то творения, созданные лишь ради процесса
создания, едва ли надолго останутся в народной памяти.