Авторефлексия реализма в литературе и живописи: начальный этап
Andrey Dmitrievich Stepanov
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн (213)
2022-03-16
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: история мировой литературы; история русской
литературы; середина XIX века; авторефлексия.
Тезисы
Изучение
истории термина "реализм" во Франции, Германии и России позволяет
выдвинуть тезис об атеоретичности реализма: в отличие от предшествующего и
последующего литературных направлений (романтизма и символизма), реализм не
пытался отрефлексировать и предсказать свое развитие, художественная практика
шла впереди рефлексии, осмысление приходило задним числом, когда высшие
достижения реалистического искусства были уже позади, причем средствами
самопознания оказывались не трактаты, а критические статьи о современной
литературе, где понятие «реализм» служило средством журнальной полемики
соперничающих литературных групп, у которых часто отсутствовала внятная
программа. Те писатели, которых сегодня принято причислять к великим реалистам,
не относили себя к этому направлению. «Реалистами» считались
второстепенные антиромантически настроенные авторы-«разночинцы», изображавшие
знакомые им подробности «низкой» действительности. Закрепившийся впоследствии
основополагающий тезис о социальной детерминации характеров и художественной
типизации как признаке реалистического искусства оставался периферийным для
авторефлексии реализма на первом этапе его развития. В 1840-е годы суждения о реализме во Франции, как правило, содержали
эксплицитные или имплицитные отсылки к полемике вокруг подобной школы в
живописи, связанной с именем Гюстава Курбе, который прославился в 1855 году,
представив 40 своих картин в качестве альтернативы официозу — художественной
части Второй всемирной выставки; каталог персональной выставки содержал
написанный самим автором краткий манифест «Реализм».. Активная деятельность
Курбе, сопровождавшаяся спорами и скандалами и поддержанная адептами реализма
из числа художественных и литературных критиков, немало способствовала
популяризации термина. В трудах Шанфлёри (ближайшего друга Курбе) осмысление новой
литературы шло вслед за утверждением новаций в живописи: и там, и там буржуа и
крестьяне впервые представали «во весь рост». Таким образом, изображение повседневной
жизни простых людей закрепляло право художника и писателя на изображение «реального»
как «идеального», «низкого» как «высокого», «периферийного» как «центрального»,
«некрасивого» как «красивого». В докладе доказывается, что подобный подход был впервые
применен в России в 1849 году в статье «русского парижанина» П. В. Анненкова,
напечатанной в некрасовском «Современнике».
Доклад подготовлен при финансовой поддержке гранта РНФ «Литература “переходных эпох” как инструмент модернизации социальных связей», проект № 21-18-00527 в ИРЛИ РАН.
Доклад подготовлен при финансовой поддержке гранта РНФ «Литература “переходных эпох” как инструмент модернизации социальных связей», проект № 21-18-00527 в ИРЛИ РАН.