Мотивы Апокалипсиса и Страшного Суда в русской поэзии 19-20 вв.
Елена Владимировна Сергеева
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
б/н 16 (кафедра Библеистики, MS Teams)
2022-03-17
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: библеизм; поэтический библеизм; мотив; экспрессивность; интерпретативность.
Доклад посвящен мотивам Апокалипсиса и Страшного Суда в русской поэзии, которые связаны и с традиционным употреблением библеизмов как поэтизмов-экспрессем, и с установкой на представление трагических исторических событий. В докладе рассматривается лексическое воплощение названных мотивов в поэтических текстах прежде всего А. Фета, М. Волошина и И. Бродского.
Тезисы
Мотивы Апокалипсиса и Страшного Суда
в русской поэзии 19-20 вв. становятся
актуальны в связи с трагическими событиями истории, с одной стороны, и с
увеличением степени экспрессивности поэтического текста – с другой.
В стихотворении
А.Фета «Аваддон», интерпретирующем содержание Откровения Иоанна Богослова в
целом, это содержание связано с проблемами современности поэта. В центре
поэтического повествования А.Фета – воплощение лишь одного драматического
сюжета «Откровения…»: появление саранчи и связанные с этим появлением страдания
всей земной твари. Выбран именно этот
эпизод, с одной стороны, как наиболее яркий, драматичный и впечатляющий, а с
другой – как позволяющий завершить произведение не гибелью мира, а показом
тяжелых испытаний для человечества. Это определяет отбор употребленных в тексте
А.Фета лексических единиц-библеизмов, которые вербализуют сюжетную линию и
обеспечивают несомненную близость к содержанию
выделенного фрагмента «Откровения….»: ангел, звезды, лев, телец, орел, престол, конь, саранча, зубы, жало,
бездна, дым и др.
В лирике М.Волошина революционного
периода лексема Апокалипсис употребляется не в значении «окончание истории
человечества», а «самая страшная в истории мира катастрофа, предельная степень
бедствия». Библеизм Страшный Суд однозначно соотносит поэтический текст с библейским
повествованием.
Показательно
для рассмотрения сформулированной темы
то, что в конце 20 в. в творчестве И.Бродского мотив Страшного Суда становится
более значимым, чем мотив Апокалипсиса в целом.