Пространственно-временной аспект семантики оппозиции жизнь/смерть в текстах воспоминаний конца XIX – начала ХХ веков
Татьяна Геннадьевна Путилина
Докладчик
аспирант
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирский государственный педагогический университет
195 (МСТимз)
2022-03-19
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Семантическая
оппозиция; жизнь/смерть;
пространство; время; воспоминания; значение; когнитивная лингвистика.
Тезисы
Лексемы жизнь и смерть семантически связаны
с характеристиками оппозиции пространство/время,
что зафиксировано в толковых и специализированных словарях. Эта связь
подтверждается исследователями фольклора (В. Я. Пропп), философами (Э. Гуссерль),
когнитивистами (В. Б. Касевич). Так, установлено, что смерть принимает
формы пространственного перемещения, а концепт жизнь раскрывается как время в
его линейности.
Цель нашего исследования – выявление и
описание особенностей репрезентации пространственно-временного аспекта
семантики оппозиции жизнь/смерть в
текстах воспоминаний конца XIX
– начала ХХ веков. Выбраны тексты в жанре воспоминаний, период написания
которых близок к важнейшим событиям российской истории (сочинения А. Блока,
Я. Д. Минченкова, Ю. В. Готье, Д. С. Мережковского
и др.).
В проанализированных текстах лексема умирать сочетается со словами,
обозначающими время, культурный пласт (умирающее столетие). В слове человек актуализируется сема часть эпохи, культуры, страны. Поэтому «умирание» человека не зависит от
его возраста, а связано с переломным временем. Лексемы с семантикой
смерти прошлого сочетаются с высказываниями об обновлении, обозначенном
лексемой жизнь с определениями новая, высшая. Этот факт отражает восприятие времени как ритма. Лексемы время, жизнь и действительность оказываются
близкими по семантике, актуализируется философский вариант значения
«культурно-исторический период человечества».
В плане проксимального пространства,
то есть, по терминологии В. Б. Касевича, «приближенного к человеку», смерть – это замкнутость,
запертость, неподвижность. Дистальное (отдаленное, заполненное другими
объектами) пространство смерти – нечто непостижимо огромное, соотносимое с
космосом, в котором все стремительно движется. При его описании используются
лексемы пустыня, море, бездна, пропасть. Эмотивная составляющая данного
пространства чаще всего однозначно отрицательная, но может отличаться в
зависимости от позиции автора (негативное «стремглав ‒ никуда» у Д. С. Мережковского, позитивное
«в бездну звездную» у А. Белого). Позитивная семантика
связана у некоторых авторов с мыслью о невозможности изменения без жертв и
иллюстрируется мифологическими сюжетами (об Эмпедокле, Геракле). При этом
происходит смешение реального времени с мифологическим. Тогда огромное
пространство и движение в нем противопоставлены замкнутому пространству по
семантическому множителю застревание в старом/движение к новому.