Контакты филологов с зарубежными учёными в эпоху «железного занавеса» (по материалам фольклорной практики филологического факультета СПбГУ 2020 г.)
Алина Андреевна Оплачко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается взаимодействие
советских филологов с зарубежными учёными в эпоху «железного занавеса». Филология
как научная область тесно связана с мировой культурой, однако в советскую эпоху
контакты с иностранцами были в значительной степени ограничены властью. Несмотря
на существовавшие пути взаимодействия с заграницей, накладываемые ограничения останавливали
многие научные и творческие начинания и приводили к обособлению советской
филологической мысли от западной.
Тезисы
В докладе рассматривается
взаимодействие советских филологов с зарубежными учёными (и зарубежной
культурой как таковой) в эпоху «железного занавеса». Материалом исследования являются
интервью с преподавателями и выпускниками СПбГУ, собранные в ходе фольклорной
практики филологического факультета СПбГУ 2020 г., а также воспоминания филологов,
опубликованные в мемуарной литературе. На основе анализа обозначенных источников
выделены конкретные пути взаимодействия филологов с заграницей в эпоху «железного
занавеса», рассмотрены существовавшие ограничения такого взаимодействия и возможности
их обхода. Выдвинуто предположение об особой связи филологов с заграницей и
обусловленных этой связью характеристиках филологического факультета в культурном
советском пространстве. Отдельным вопросом рассмотрения является изучение
иностранных языков в условиях очень ограниченных контактов с заграницей и использования
несовершенных технических средств. Заграница не была совершенно закрытым
пространством для советских филологов, однако взаимодействие с зарубежной
культурой было очень ограниченным, во многом подконтрольным власти и не для
всех учёных в полной мере доступным. Накладываемые ограничения создавали
трудности для учебной и научной деятельности, останавливали многие научные и
творческие начинания и приводили к обособлению советской филологической мысли
от западной, которое, вероятно, ещё только предстоит преодолеть.