XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Контакты филологов с зарубежными учёными в эпоху «железного занавеса» (по материалам фольклорной практики филологического факультета СПбГУ 2020 г.)

Алина Андреевна Оплачко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается взаимодействие советских филологов с зарубежными учёными в эпоху «железного занавеса». Филология как научная область тесно связана с мировой культурой, однако в советскую эпоху контакты с иностранцами были в значительной степени ограничены властью. Несмотря на существовавшие пути взаимодействия с заграницей, накладываемые ограничения останавливали многие научные и творческие начинания и приводили к обособлению советской филологической мысли от западной.

Тезисы

В докладе рассматривается взаимодействие советских филологов с зарубежными учёными (и зарубежной культурой как таковой) в эпоху «железного занавеса». Материалом исследования являются интервью с преподавателями и выпускниками СПбГУ, собранные в ходе фольклорной практики филологического факультета СПбГУ 2020 г., а также воспоминания филологов, опубликованные в мемуарной литературе. На основе анализа обозначенных источников выделены конкретные пути взаимодействия филологов с заграницей в эпоху «железного занавеса», рассмотрены существовавшие ограничения такого взаимодействия и возможности их обхода. Выдвинуто предположение об особой связи филологов с заграницей и обусловленных этой связью характеристиках филологического факультета в культурном советском пространстве. Отдельным вопросом рассмотрения является изучение иностранных языков в условиях очень ограниченных контактов с заграницей и использования несовершенных технических средств. Заграница не была совершенно закрытым пространством для советских филологов, однако взаимодействие с зарубежной культурой было очень ограниченным, во многом подконтрольным власти и не для всех учёных в полной мере доступным. Накладываемые ограничения создавали трудности для учебной и научной деятельности, останавливали многие научные и творческие начинания и приводили к обособлению советской филологической мысли от западной, которое, вероятно, ещё только предстоит преодолеть.