XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

«Рассуждения» А. Маврокордато: «системность трактата» и генезис жанра (к постановке проблемы)

Александр Сергеевич Куприн
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Объектом исследования является трактат фанариота А. Маврокордато «Рассуждения» («Φροντίσματα»), написанный, предположительно, в 1680-х гг. Сочинение представляет собой этический трактат. Авторское изложение взглядов на природу нравственности носит систематический характер, эксплицируемый автором в ходе рассуждения. Наблюдается определённая степень соответствия между употреблением основных терминов трактата и структурированием текста. Сложная природа трактата требует комплексного подхода при стилистическом исследовании.

Тезисы

Исследование проблемы развития идей западноевропейского Просвещения тесно связано с исследованием раннего фанариотского творчества (вторая половина XVII — первая четверть XVIII в.). Одним из наиболее перспективных объектов анализа в данном отношении представляется этический трактат Великого драгомана Османской Порты Александра Маврокордато (1641—1709, Μαυροκορδάτος) «Рассуждения» («Φροντίσματα»). Стоит отдельно отметить, что трактат не представляет собой строго теоретическое сочинение западноевропейского типа: наряду с разработкой глобальных тем философии сознания (проблема суждения, проблема взаимосвязи воли и мышления) наблюдается постановка вопросов практического характера, о чём свидетельствует содержание некоторых глав (главы «О том, что нужно быть послушным старшим по чину», «О сне и бдении», «О благоустроенности домашних дел»).
Использование типографского регистра в связи с определёнными терминами (начертание основных терминов с заглавных букв), а также регулярная повторяемость этих терминов позволяют говорить о наличии у автора конкретной иерархической системы ценностей, описываемой в трактате. В свете такого подхода фрагментация сочинения на главы предстаёт также связанной с положением той или иной темы (проблемы) в авторской системе этики. Прослеживается непосредственное влияние христианской философии на мировоззрение автора. Предположение К. Димараса (1904—1992, Δημαράς) о жанровой и идейной связи «Рассуждений» с сочинениями Н. Макиавелли и Ф. де Ларошфуко подчёркивает широту спектра жанрового и идейного генезиса сочинения. Степень образованности Маврокордато, обучавшегося в Риме и Падуе, позволяет предполагать непосредственную преемственность авторской терминологии по отношению к античному философскому терминологическому аппарату (в частности, к терминологии Аристотеля).
В свете столь неоднородной природы произведения анализ стиля и культурного своеобразия текста представляется неполным без анализа идейного содержания произведения (что a priori постулируется тесной органической связью языка и мышления). Любой стилистический анализ (как на уровне словоотбора, так и на уровне абзаца/прозаической строфы/сверхфразового единства) трактата «Рассуждения» должен включать по крайней мере общие замечания касательно специфики авторской системы ценностей (что может стать основанием для детального анализа произведения в свете дискурса христианской философии, дискурса античной философии и пр.). Такой подход к тексту согласуется с общенаучными тенденциями развития постструктуралистского лингвистического знания.