«Рассуждения» А. Маврокордато: «системность трактата» и генезис жанра (к постановке проблемы)
Александр Сергеевич Куприн
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Объектом исследования является трактат фанариота
А. Маврокордато «Рассуждения» («Φροντίσματα»),
написанный, предположительно, в 1680-х гг. Сочинение представляет собой
этический трактат. Авторское изложение взглядов на
природу нравственности носит систематический характер, эксплицируемый автором в
ходе рассуждения. Наблюдается определённая степень соответствия между
употреблением основных терминов трактата и структурированием текста. Сложная
природа трактата требует комплексного подхода при стилистическом исследовании.
Тезисы
Исследование проблемы развития идей западноевропейского
Просвещения тесно связано с исследованием раннего фанариотского творчества
(вторая половина XVII
—
первая четверть XVIII
в.).
Одним из наиболее перспективных объектов анализа в данном отношении
представляется этический трактат Великого драгомана Османской Порты Александра
Маврокордато (1641—1709, Μαυροκορδάτος) «Рассуждения» («Φροντίσματα»).
Стоит отдельно отметить, что трактат не представляет собой строго теоретическое
сочинение западноевропейского типа: наряду с разработкой глобальных тем
философии сознания (проблема суждения, проблема взаимосвязи воли и мышления)
наблюдается постановка вопросов практического характера, о чём свидетельствует
содержание некоторых глав (главы «О том, что нужно быть послушным старшим по
чину», «О сне и бдении», «О благоустроенности домашних дел»).
Использование типографского регистра в связи с
определёнными терминами (начертание основных терминов с заглавных букв), а
также регулярная повторяемость этих терминов позволяют говорить о наличии у
автора конкретной иерархической системы ценностей, описываемой в трактате. В
свете такого подхода фрагментация сочинения на главы предстаёт также связанной
с положением той или иной темы (проблемы) в авторской системе этики.
Прослеживается непосредственное влияние христианской философии на мировоззрение
автора. Предположение К. Димараса (1904—1992, Δημαράς) о жанровой и идейной связи
«Рассуждений» с сочинениями Н. Макиавелли и Ф. де
Ларошфуко подчёркивает широту спектра жанрового и идейного генезиса сочинения. Степень
образованности Маврокордато, обучавшегося в Риме и Падуе, позволяет
предполагать непосредственную преемственность авторской терминологии по
отношению к античному философскому терминологическому аппарату (в частности, к
терминологии Аристотеля).
В свете столь неоднородной природы произведения анализ
стиля и культурного своеобразия текста представляется неполным без анализа
идейного содержания произведения (что a priori постулируется тесной
органической связью языка и мышления). Любой стилистический анализ (как на
уровне словоотбора, так и на уровне абзаца/прозаической строфы/сверхфразового
единства) трактата «Рассуждения» должен включать по крайней мере общие
замечания касательно специфики авторской системы ценностей (что может стать
основанием для детального анализа произведения в свете дискурса христианской
философии, дискурса античной философии и пр.). Такой подход к тексту
согласуется с общенаучными тенденциями развития постструктуралистского
лингвистического знания.