Интертекстуальность как способ реализации жанра мениппеи в романе М. Спарк «Девушки со скромными средствами»
Ольга Игоревна Титоренко
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен исследованию интертекстуальности в романе М. Спарк «Девушки со
скромными средствами». С помощью интертекстуальности писательница погружает сюжет
романа в контекст романтической традиции, тем самым создавая полифоническую перекличку между культурой Англии эпохи романтизма и культурой Англии, современной автору. Рассмотрев в
контексте творчества Спарк особенности построения произведения, докладчик приходит
к выводу, что романтический мир претерпевает в тексте ироническое
осмысление, а сам роман приобретает черты мениппеи.
Тезисы
Доклад посвящен исследованию интертекстуальности
как способа реализации жанра мениппеи в романе М. Спарк «Девушки со
скромными средствами»
(1963). Действие романа разворачивается сразу после окончания Второй Мировой
войны. История начинается с новости о том, что убили Н. Фарингтона,
бывшего поэта, анархиста и атеиста. Дж. Райт, бывшая жительница пансиона для
девушек с ограниченными средствами, начинает вспоминать его историю, в т. ч. его посещения пансиона. Большая часть повествования в романе организована
ретроспективно. В ходе воспоминаний мы узнаем, что Фаррингтон, влюбленный в одну
из жительниц пансиона Селину, старался приобщить ее к высшим, на его взгляд, идеям идеального устройства общества, анархизма и т. п. Затем в
клубе происходит пожар, во время которого погибает Дж. Чайлд — девушка,
дающая уроки декламации, а Селина спасает самое главное — платье известного
дизайнера. Увидев это, Фарингтон неосознанно крестится, и лишь после его смерти
из разговоров с Райт выясняется, что он умер мучеником во время путешествия на Таити в качестве миссионера.
Очевидно, что фабула романа, несмотря на реалистичность, не очень правдоподобна и создает у читателя ощущение растерянности, т. к. ускользает от однозначной интерпретации. В романе мы практически не наблюдаем психологического развития персонажей, фабула произведения проста. Композиция произведения, наоборот, предельно усложнена автором за счет введения в текст романа многочисленных поэтических цитат. Большая их часть — это отрывки из стихотворений, которые читает Чайлд во время своих уроков. Рассмотрев приведенные в романе интертексты, нами было отмечено значительное преобладание цитат из стихотворений поэтов-романтиков и др. авторов, так или иначе связанных с философией романтизма.
В романе Спарк центральным становится мотив разлада мечты и действительности, преодолеваемого посредством авторской иронии, напоминающей романтическую. Интертекстуальность позволяет автору романа иронизировать и над своим временем, и над идеализированным прошлым. Синтетичность текста, обусловленная совмещением прозы и лирики, карнавальное соединение высокого и низкого, испытание романтического идеала и проверка на прочность утопических идей в контексте злободневного, но не очень правдоподобного сюжета, — все это позволяют отнести роман Спарк к жанру мениппеи.
Очевидно, что фабула романа, несмотря на реалистичность, не очень правдоподобна и создает у читателя ощущение растерянности, т. к. ускользает от однозначной интерпретации. В романе мы практически не наблюдаем психологического развития персонажей, фабула произведения проста. Композиция произведения, наоборот, предельно усложнена автором за счет введения в текст романа многочисленных поэтических цитат. Большая их часть — это отрывки из стихотворений, которые читает Чайлд во время своих уроков. Рассмотрев приведенные в романе интертексты, нами было отмечено значительное преобладание цитат из стихотворений поэтов-романтиков и др. авторов, так или иначе связанных с философией романтизма.
В романе Спарк центральным становится мотив разлада мечты и действительности, преодолеваемого посредством авторской иронии, напоминающей романтическую. Интертекстуальность позволяет автору романа иронизировать и над своим временем, и над идеализированным прошлым. Синтетичность текста, обусловленная совмещением прозы и лирики, карнавальное соединение высокого и низкого, испытание романтического идеала и проверка на прочность утопических идей в контексте злободневного, но не очень правдоподобного сюжета, — все это позволяют отнести роман Спарк к жанру мениппеи.