XXIV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Интертекстуальность как способ реализации жанра мениппеи в романе М. Спарк «Девушки со скромными средствами»

Ольга Игоревна Титоренко
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию интертекстуальности в романе М. Спарк «Девушки со скромными средствами». С помощью интертекстуальности писательница погружает сюжет романа в контекст романтической традиции, тем самым создавая полифоническую перекличку между культурой Англии эпохи романтизма и культурой Англии, современной автору. Рассмотрев в контексте творчества Спарк особенности построения произведения, докладчик приходит к выводу, что романтический мир претерпевает в тексте ироническое осмысление, а сам роман приобретает черты мениппеи.

Тезисы

Доклад посвящен исследованию интертекстуальности как способа реализации жанра мениппеи в романе М. Спарк «Девушки со скромными средствами» (1963). Действие романа разворачивается сразу после окончания Второй Мировой войны. История начинается с новости о том, что убили Н. Фарингтона, бывшего поэта, анархиста и атеиста. Дж. Райт, бывшая жительница пансиона для девушек с ограниченными средствами, начинает вспоминать его историю, в т. ч. его посещения пансиона. Большая часть повествования в романе организована ретроспективно. В ходе воспоминаний мы узнаем, что Фаррингтон, влюбленный в одну из жительниц пансиона Селину, старался приобщить ее к высшим, на его взгляд, идеям идеального устройства общества, анархизма и т. п. Затем в клубе происходит пожар, во время которого погибает Дж. Чайлд — девушка, дающая уроки декламации, а Селина спасает самое главное — платье известного дизайнера. Увидев это, Фарингтон неосознанно крестится, и лишь после его смерти из разговоров с Райт выясняется, что он умер мучеником во время путешествия на Таити в качестве миссионера.
Очевидно, что фабула романа, несмотря на реалистичность, не очень правдоподобна и создает у читателя ощущение растерянности, т. к. ускользает от однозначной интерпретации. В романе мы практически не наблюдаем психологического развития персонажей, фабула произведения проста. Композиция произведения, наоборот, предельно усложнена автором за счет введения в текст романа многочисленных поэтических цитат. Большая их часть — это отрывки из стихотворений, которые читает Чайлд во время своих уроков. Рассмотрев приведенные в романе интертексты, нами было отмечено значительное преобладание цитат из стихотворений поэтов-романтиков и др. авторов, так или иначе связанных с философией романтизма.
В романе Спарк центральным становится мотив разлада мечты и действительности, преодолеваемого посредством авторской иронии, напоминающей романтическую. Интертекстуальность позволяет автору романа иронизировать и над своим временем, и над идеализированным прошлым. Синтетичность текста, обусловленная совмещением прозы и лирики, карнавальное соединение высокого и низкого, испытание романтического идеала и проверка на прочность утопических идей в контексте злободневного, но не очень правдоподобного сюжета, — все это позволяют отнести роман Спарк к жанру мениппеи.