XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Концепт «война» в донецком региональном лингвопоэтическом дискурсе

Анастасия Станиславовна Марченко
Докладчик
студент 4 курса
Донецкий национальный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности языковой репрезентации концепта «война» в региональном художественном дискурсе. Особое внимание уделяется современным поэтическим текстам, посвященным военным событиям в Донбассе последних лет. Собраны и проанализированы контексты с авторским восприятием и трансляцией образа войны посредством привлечения разнообразных изобразительных средств. Охарактеризованы определенные способы передачи концепта «война» в лингвопоэтическом дискурсе.

Тезисы

В лингвистике под концептом принято понимать совокупность языковых и культурных знаний, представлений и ассоциаций, связанных с тем или иным идеальным объектом. Плодотворные результаты изучения концепта находим в трудах С. А. Аскольдова, Н. Д. Арутюновой, В. И. Карасика и др.
Для русской ментальности одним из неотъемлемых элементов картины русского мира является концепт «война», приобретший специфический культурный статус в региональном дискурсе Донбасса, куда 7 лет назад пришла настоящая война. Образ войны приобрел зримые черты, особенно яркие в региональной поэтической картине мира.
В докладе предпринята попытка осмысления концепта «война», сформировавшегося в донецком лингвопоэтическом дискурсе, на материале поэтических сборников донецких авторов и выявления особенностей и способов его языковой репрезентации.
В идиолекте поэтов Донбасса региональная военная картина мира создаётся с помощью: 1) регионального культурно-исторического фона: Бьёт война тебя в центр и в околицы, / моя Горловка, моя горлица (И. Быковская); 2) вербальной реализации атрибутов войны: под «Градами» и пулями; Сердце на лоскутки, Раненым на перевязку (И. Быковская).
Война — слово многозначное. Донецкий поэт В. Герланец дает такое определение: Что такое война? / Свист снарядов и ужас пожаров. / Смерти лёд, обжигающий жаром. А. Вечкасова ассоциирует войну с безжалостной женщиной, имеющей имя: Имён ей много на планете дали. / … / Одно я имя чётко знаю — Кали <…> Страшна была в любые времена / В своей простой чудовищной работе, / Безжалостная женщина — Война. У А. Сигиды такой образ войны: Тут — бесконечное личное горе / И неприкрытый смертельный оскал.
Целостный лингвопоэтический концепт «война» складывается из частных, как правило метафорических, микроконцептов. Назовем некоторые:
война — это ад: На окраине сходят в ад (Д. Трибушный); Ведь война — сатана! (В. Герланец);
война — это огонь: Солнце войны, как горящий сестерций, / этим огнем никому не согреться… (И. Нечипорук);
война — это музыка: Битв симфония слышна: / Пуль дискант, снарядов бас прошибает весь Донбасс (С. Иваница);
война — это сюрреалистичная картина: небо рушилось на дома, / камни брызгали ало (А. Савенков);
война — это металл: Мы переплавились в металл / Прочней металла мир не знал (В. Скобцов);
война — это разруха: глазницы домов, обугленных ставен огрызки (И. Горбань).
Концепт «война» в донецком региональном лингвопоэтическом дискурсе — один из основных лингвокультурных субкодов современности, неотъемлемая часть концептуальной системы регионального дискурса. Он репрезентируется через разветвленную систему образных средств.