Концепт «война» в донецком региональном лингвопоэтическом дискурсе
Анастасия Станиславовна Марченко
Докладчик
студент 4 курса
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются особенности языковой репрезентации концепта
«война» в региональном художественном
дискурсе. Особое внимание уделяется
современным поэтическим текстам, посвященным военным событиям в Донбассе
последних лет. Собраны и проанализированы контексты с авторским восприятием и
трансляцией образа войны посредством привлечения разнообразных изобразительных
средств. Охарактеризованы
определенные способы передачи концепта «война» в лингвопоэтическом дискурсе.
Тезисы
В лингвистике под концептом принято
понимать совокупность
языковых и культурных знаний, представлений и ассоциаций, связанных с тем или
иным идеальным объектом. Плодотворные результаты изучения концепта находим в
трудах С. А. Аскольдова, Н. Д. Арутюновой, В. И. Карасика и др.
Для русской ментальности одним из неотъемлемых элементов картины русского мира является концепт «война», приобретший специфический культурный статус в региональном дискурсе Донбасса, куда 7 лет назад пришла настоящая война. Образ войны приобрел зримые черты, особенно яркие в региональной поэтической картине мира.
В докладе предпринята попытка осмысления концепта «война», сформировавшегося в донецком лингвопоэтическом дискурсе, на материале поэтических сборников донецких авторов и выявления особенностей и способов его языковой репрезентации.
В идиолекте поэтов Донбасса региональная военная картина мира создаётся с помощью: 1) регионального культурно-исторического фона: Бьёт война тебя в центр и в околицы, / моя Горловка, моя горлица (И. Быковская); 2) вербальной реализации атрибутов войны: под «Градами» и пулями; Сердце на лоскутки, Раненым на перевязку (И. Быковская).
Война — слово многозначное. Донецкий поэт В. Герланец дает такое определение: Что такое война? / Свист снарядов и ужас пожаров. / Смерти лёд, обжигающий жаром. А. Вечкасова ассоциирует войну с безжалостной женщиной, имеющей имя: Имён ей много на планете дали. / … / Одно я имя чётко знаю — Кали <…> Страшна была в любые времена / В своей простой чудовищной работе, / Безжалостная женщина — Война. У А. Сигиды такой образ войны: Тут — бесконечное личное горе / И неприкрытый смертельный оскал.
Целостный лингвопоэтический концепт «война» складывается из частных, как правило метафорических, микроконцептов. Назовем некоторые:
война — это ад: На окраине сходят в ад (Д. Трибушный); Ведь война — сатана! (В. Герланец);
война — это огонь: Солнце войны, как горящий сестерций, / этим огнем никому не согреться… (И. Нечипорук);
война — это музыка: Битв симфония слышна: / Пуль дискант, снарядов бас прошибает весь Донбасс (С. Иваница);
война — это сюрреалистичная картина: небо рушилось на дома, / камни брызгали ало (А. Савенков);
война — это металл: Мы переплавились в металл / Прочней металла мир не знал (В. Скобцов);
война — это разруха: глазницы домов, обугленных ставен огрызки (И. Горбань).
Концепт «война» в донецком региональном лингвопоэтическом дискурсе — один из основных лингвокультурных субкодов современности, неотъемлемая часть концептуальной системы регионального дискурса. Он репрезентируется через разветвленную систему образных средств.
Для русской ментальности одним из неотъемлемых элементов картины русского мира является концепт «война», приобретший специфический культурный статус в региональном дискурсе Донбасса, куда 7 лет назад пришла настоящая война. Образ войны приобрел зримые черты, особенно яркие в региональной поэтической картине мира.
В докладе предпринята попытка осмысления концепта «война», сформировавшегося в донецком лингвопоэтическом дискурсе, на материале поэтических сборников донецких авторов и выявления особенностей и способов его языковой репрезентации.
В идиолекте поэтов Донбасса региональная военная картина мира создаётся с помощью: 1) регионального культурно-исторического фона: Бьёт война тебя в центр и в околицы, / моя Горловка, моя горлица (И. Быковская); 2) вербальной реализации атрибутов войны: под «Градами» и пулями; Сердце на лоскутки, Раненым на перевязку (И. Быковская).
Война — слово многозначное. Донецкий поэт В. Герланец дает такое определение: Что такое война? / Свист снарядов и ужас пожаров. / Смерти лёд, обжигающий жаром. А. Вечкасова ассоциирует войну с безжалостной женщиной, имеющей имя: Имён ей много на планете дали. / … / Одно я имя чётко знаю — Кали <…> Страшна была в любые времена / В своей простой чудовищной работе, / Безжалостная женщина — Война. У А. Сигиды такой образ войны: Тут — бесконечное личное горе / И неприкрытый смертельный оскал.
Целостный лингвопоэтический концепт «война» складывается из частных, как правило метафорических, микроконцептов. Назовем некоторые:
война — это ад: На окраине сходят в ад (Д. Трибушный); Ведь война — сатана! (В. Герланец);
война — это огонь: Солнце войны, как горящий сестерций, / этим огнем никому не согреться… (И. Нечипорук);
война — это музыка: Битв симфония слышна: / Пуль дискант, снарядов бас прошибает весь Донбасс (С. Иваница);
война — это сюрреалистичная картина: небо рушилось на дома, / камни брызгали ало (А. Савенков);
война — это металл: Мы переплавились в металл / Прочней металла мир не знал (В. Скобцов);
война — это разруха: глазницы домов, обугленных ставен огрызки (И. Горбань).
Концепт «война» в донецком региональном лингвопоэтическом дискурсе — один из основных лингвокультурных субкодов современности, неотъемлемая часть концептуальной системы регионального дискурса. Он репрезентируется через разветвленную систему образных средств.