XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Семантика образа Франсиско Гойи в романном творчестве Пьера Мишона

Валерия Николаевна Трофимова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад включает в себя междисциплинарный анализ романа современного французского писателя Пьера Мишона, малоизвестного в России и практически не переведённого на русский язык. Роман «Хозяева и слуги» (1990) объединяет жизни трёх выдающихся художников своей эпохи — Франсиско Гойи в Испании, Антуана Ватто во Франции и Лорентино в Италии. В исследовании предпринимается редкая попытка осмыслить образ Франсиско Гойи в прозе Мишона, отличающегося среди прочих писателей своим вниманием к судьбам живописцев, среди которых встречаются Жак-Луи Давид, Винсент Ван Гог, Эдуард Мане и другие.

Тезисы

Автором данного литературоведческого исследования затрагиваются следующие аспекты актуальной прозы: концептуальное назначение живописи в альтернативном повествовании Пьера Мишона, жанр biofiction в контексте жизнеописания исторической личности, биографическое и символическое содержание литературного произведения — их взаимосвязь и качественные противоречия, проблематизация жизни и творчества Франсиско Гойи, сущностное определение «великого художника, помимо его таланта». Наиболее существенным является сходство точек зрения Пьера Мишона и швейцарского культуролога Жана Старобинского в отношении значимости Франсиско Гойи в истории искусства, и требует более пристального рассмотрения на примере романа «Хозяева и слуги» Мишона и сборника статей Старобинского, объединенных под названием «Поэзия и знание».
В ходе представленного междисциплинарного исследования была осуществлена попытка осмысления взаимосвязи дискурса живописи и дискурса литературы на основе документального, искусствоведческого, культурологического и романного материалов. В результате проделанной работы удалось определить радикальное понимание писателем законов живописного нарратива — помимо смещения так называемого эффекта двухмерности в сторону трехмерного, пространственного изображения реальности, Пьер Мишон осуществил принципиально новый переход от пространственного описания к темпоральному.