Семантика образа Франсиско Гойи в романном творчестве Пьера Мишона
Валерия Николаевна Трофимова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад включает в себя междисциплинарный анализ романа современного французского писателя Пьера Мишона, малоизвестного в России и практически не переведённого на русский язык. Роман «Хозяева и слуги» (1990) объединяет жизни трёх выдающихся художников своей эпохи — Франсиско Гойи в Испании, Антуана Ватто во Франции и Лорентино в Италии. В исследовании предпринимается редкая попытка осмыслить образ Франсиско Гойи в прозе Мишона, отличающегося среди прочих писателей своим вниманием к судьбам живописцев, среди которых встречаются Жак-Луи Давид, Винсент Ван Гог, Эдуард Мане и другие.
Тезисы
Автором данного
литературоведческого исследования затрагиваются следующие аспекты актуальной
прозы: концептуальное назначение живописи в альтернативном повествовании Пьера
Мишона, жанр biofiction в контексте
жизнеописания исторической личности, биографическое и символическое содержание
литературного произведения — их взаимосвязь и качественные противоречия,
проблематизация жизни и творчества Франсиско Гойи, сущностное определение
«великого художника, помимо его таланта». Наиболее существенным является
сходство точек зрения Пьера Мишона и швейцарского культуролога Жана
Старобинского в отношении значимости Франсиско Гойи в истории искусства, и
требует более пристального рассмотрения на примере романа «Хозяева и слуги»
Мишона и сборника статей Старобинского, объединенных под названием «Поэзия и
знание».
В ходе представленного междисциплинарного исследования была осуществлена попытка осмысления взаимосвязи дискурса живописи и дискурса литературы на основе документального, искусствоведческого, культурологического и романного материалов. В результате проделанной работы удалось определить радикальное понимание писателем законов живописного нарратива — помимо смещения так называемого эффекта двухмерности в сторону трехмерного, пространственного изображения реальности, Пьер Мишон осуществил принципиально новый переход от пространственного описания к темпоральному.
В ходе представленного междисциплинарного исследования была осуществлена попытка осмысления взаимосвязи дискурса живописи и дискурса литературы на основе документального, искусствоведческого, культурологического и романного материалов. В результате проделанной работы удалось определить радикальное понимание писателем законов живописного нарратива — помимо смещения так называемого эффекта двухмерности в сторону трехмерного, пространственного изображения реальности, Пьер Мишон осуществил принципиально новый переход от пространственного описания к темпоральному.