XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Атрибуты магического обряда

Ангелина Дмитриевна Поташева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе на материале нарративов о магических практиках Лешуконского и Мезенского районов Архангельской области мы убедимся, что предметы и субстанции, встречающиеся в текстах, на самом деле являются предикативными понятиями (по Г. Фреге), истинное значение которых выводится непосредственно из контекста магического обряда.

Тезисы

В текстах заговоров и нарративах о магических практиках Лешуконского и Мезенского районов Архангельской области мы встречаем определенные предметы и субстанции, которые в текстах называются воданожтопормыло и т. п. Цель этого доклада — показать, что стоит за названиями этих предметов. Являются ли они лишь именами предметных реалий или играют более важную роль в фольклорном контексте? В ходе исследования мы обратились к так называемому «треугольнику Фреге» — концепции немецкого логика Г. Фреге, согласно которой имя собственное (т. е. знак, экспонент) одновременно выражает свой смысл и называет вещь (денотат). Вещи как денотату знака противопоставлено понятие. Главное их отличие заключается в том, что понятие предикативно — оно является денотатом грамматического предиката (под которым Фреге понимает группу сказуемого), тогда как вещь может быть только денотатом субъекта. Проанализировав архивные интервью, мы обнаружили, что вода, нож, топор, мыло и др. встречаются в описаниях магических ритуалов в составе группы сказуемого: умываться водойчертить ножомводить мылом, т. е. выполняют функцию предиката, а значит, являются понятиями. Такие понятия, предикативные значения которых выводятся только из контекста магического обряда, мы предлагаем называть атрибутами.