Атрибуты магического обряда
Ангелина Дмитриевна Поташева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе на материале нарративов о
магических практиках Лешуконского и Мезенского районов Архангельской области мы
убедимся, что предметы и субстанции, встречающиеся в текстах, на самом деле
являются предикативными понятиями (по Г. Фреге), истинное значение которых выводится
непосредственно из контекста магического обряда.
Тезисы
В текстах заговоров и нарративах о
магических практиках Лешуконского и Мезенского районов Архангельской области мы
встречаем определенные предметы и субстанции, которые в текстах
называются вода, нож, топор, мыло и
т. п. Цель этого доклада — показать, что стоит за названиями этих предметов.
Являются ли они лишь именами предметных реалий или играют более важную роль в
фольклорном контексте? В ходе исследования мы обратились к так называемому
«треугольнику Фреге» — концепции немецкого логика Г. Фреге, согласно которой имя
собственное (т. е. знак, экспонент) одновременно выражает свой смысл
и называет вещь (денотат). Вещи как денотату знака
противопоставлено понятие. Главное их отличие заключается в том,
что понятие предикативно — оно является денотатом грамматического предиката
(под которым Фреге понимает группу сказуемого), тогда как вещь может быть
только денотатом субъекта. Проанализировав архивные интервью, мы обнаружили, что
вода, нож, топор, мыло и др. встречаются в описаниях магических ритуалов в
составе группы сказуемого: умываться водой, чертить ножом, водить
мылом, т. е. выполняют функцию предиката, а значит, являются понятиями.
Такие понятия, предикативные значения которых выводятся только из контекста
магического обряда, мы предлагаем называть атрибутами.