XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Сновидение как способ организации кинонарратива (на материале фильма В. В. Сигарева «Волчок»)

Полина Андреевна Иванова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается феномен сновидения с точки
зрения его смыслоорганизующей функции в кинонарративе (на материале фильма В. В. Сигарева «Волчок»). На основе анализа вербальных и визуальных средств выражения сновидения в кинотексте определяется его роль в сюжетно-смысловой структуре фильма.

Тезисы

В данном исследовании предпринята попытка определения сновидения как одного из возможных смыслообразующих элементов кинотекста на примере психологической драмы В. В. Сигарева «Волчок» (2009). Как известно, в кинематографе базовыми сюжетными координатами являются категории художественного пространства и времени, получившие свое развитие в рамках философско-эстетического подхода и связанные, в первую очередь, с работами М. М. Бахтина. Проблема структуры хронотопа в кинотексте обусловлена синтетической природой кинопроизведения. Российский режиссер поколения «новых тихих» В. В. Сигарев органично встраивает в исторически сложившуюся систему кинокоординат сновидение, которое в данной статье рассматривается как смыслообразующий, а также сюжетообразующий элемент, поскольку архитектоника сна моделирует основное киноповествование.
Целью данного доклада является анализ вербальной и невербальной составляющих сновидения в фильме «Волчок». Так, благодаря перволичному повествованию зритель, начиная с экспозиции, погружается в личную трагическую историю маленькой девочки, забытой и покинутой собственной матерью. Параллельно с линейным рассказом в кинотекст включается сон, поражающий своей реалистичностью, влияющий на дальнейший сюжетный ход. Однако в финале фильма оказывается, что все увиденное есть один болезненный сон. Аудиовизуальное восприятие кинозрителя формируется, главным образом, точкой зрения главной героини. Выражая ее травмированный внутренний мир посредством смешения реального и воображаемого, режиссер фокусирует зрительское внимание на не до конца отрефлексированных маленькой девочкой переживаниях в связи с полным равнодушием самого близкого человека – родной матери. 
В ходе исследования были определены семантические доминанты, значимые для киноповествования, проанализированы лингвистические и экстралингвистические средства их выражения, а также взаимодействие этих средств. В результате мы пришли к выводу о том, что сны не только могут выступать в качестве способа репрезентации ирреального мира героини, но и служат основным приемом сюжетного построения кинонарратива.