Сновидение как способ организации кинонарратива (на материале фильма В. В. Сигарева «Волчок»)
Полина Андреевна Иванова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается феномен сновидения с точки
зрения его смыслоорганизующей функции в кинонарративе (на материале фильма В. В. Сигарева «Волчок»). На основе анализа вербальных и визуальных средств выражения сновидения в кинотексте определяется его роль в сюжетно-смысловой структуре фильма.Тезисы
В
данном исследовании предпринята попытка определения сновидения как одного из
возможных смыслообразующих элементов кинотекста на примере психологической
драмы В. В. Сигарева «Волчок» (2009).
Как известно, в кинематографе базовыми
сюжетными координатами являются категории художественного пространства и
времени, получившие свое развитие в рамках философско-эстетического подхода и
связанные, в первую очередь, с работами М. М. Бахтина. Проблема структуры
хронотопа в кинотексте обусловлена синтетической природой кинопроизведения.
Российский режиссер поколения «новых
тихих» В. В. Сигарев органично встраивает
в исторически сложившуюся систему кинокоординат сновидение, которое в данной статье
рассматривается как смыслообразующий, а также сюжетообразующий элемент,
поскольку архитектоника сна моделирует основное киноповествование.
Целью данного доклада является анализ
вербальной и невербальной составляющих сновидения в фильме «Волчок». Так,
благодаря перволичному повествованию зритель, начиная с экспозиции,
погружается в личную трагическую историю маленькой девочки, забытой и покинутой
собственной матерью. Параллельно с линейным рассказом в кинотекст включается сон, поражающий своей
реалистичностью, влияющий на дальнейший сюжетный ход. Однако в финале фильма
оказывается, что все увиденное есть один болезненный сон.
Аудиовизуальное восприятие кинозрителя формируется,
главным образом, точкой зрения главной героини. Выражая ее травмированный
внутренний мир посредством смешения реального и воображаемого, режиссер
фокусирует зрительское внимание на не до конца отрефлексированных маленькой девочкой
переживаниях в связи с полным равнодушием самого близкого человека – родной
матери.
В ходе исследования были определены семантические доминанты, значимые для киноповествования, проанализированы лингвистические и экстралингвистические средства их выражения, а также взаимодействие этих средств. В результате мы пришли к выводу о том, что сны не только могут выступать в качестве способа репрезентации ирреального мира героини, но и служат основным приемом сюжетного построения кинонарратива.
В ходе исследования были определены семантические доминанты, значимые для киноповествования, проанализированы лингвистические и экстралингвистические средства их выражения, а также взаимодействие этих средств. В результате мы пришли к выводу о том, что сны не только могут выступать в качестве способа репрезентации ирреального мира героини, но и служат основным приемом сюжетного построения кинонарратива.