Похоронный обряд в современной деревне: ритуальный специалист vs родственники
Анна Александровна Чепурнова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Предметом
нашего исследования стал комплекс
действий, выполняемых в первую стадию похоронного обряда: обмывание
тела, одевание, уборка жилища покойного.
Материалом послужили
интервью из фольклорного архива СПбГУ,
записанные в Мезенском и Лешуконском
р-нах Архангельской обл. в
2014—2019 гг.
В результате проведенной
работы были рассмотрены изменения в
структуре похоронного обряда в современной
деревне, в
составе его
участников, их социальных статусов и исполняемых
ими ролей в обряде.
Тезисы
В
ходе фольклорной экспедиции СПбГУ 2019
г. в одной из деревень Мезенского р-на
Архангельской обл. среди прочих тем
мы затрагивали обсуждение похоронного
обряда в деревне. Нами было записано 8
интервью от 6 информанток в возрасте от
59 до 83 лет. Поскольку в ходе интервью мы
касались оценок ролей и статусов
конкретных людей, то по этическим
соображениям приняли решение закрыть персональную часть информации.
Собирая
информацию об участниках похоронного
обряда, мы обратили внимание, что
информантки упоминали некую «похоронную
команду», которая действует в деревне
уже несколько лет. «Похоронной командой»
местные жители называют группу женщин,
ответственных за мытье покойного,
подготовку вещей и переодевание умершего,
уборку его жилья. И в номинации всей группы, и в оценках отдельных участников со стороны
деревенских жителей мы заметили отличие
репутации этих ритуальных специалистов
от описаний причетниц, псаломщиц и
других ритуальных специалистов,
содержащихся в исследованиях похоронного
обряда в традиционной деревенской
культуре. Л. Олсон и С. Б. Адоньева в книге
«Традиция, трансгрессия, компромисс.
Миры русской деревенской женщины»
говорят, что ритуальными специалистами
в похоронном обряде обычно выступают
старухи, которые в силу своего жизненного
опыта обладают высоким социальным
статусом. В
интервью с нами новые ритуальные
специалисты говорили, что они обладают
специальными навыками и знаниями,
подчеркивали значимость своей
деятельности. Таким образом, можно было
заметить, что внешняя и внутренняя
оценки в данном случае существенно
расходились. Подобное явление было
описано в отчете Ю. Ким на примере
похоронного обряда в одной из деревень
соседнего Лешуконского р-на
Архангельской обл. в 2014 г. Противоречие
в социальной оценке деятельности
ритуальных специалистов связано или
с изменением их статуса в деревенском
сообществе в соответствии с логикой
процесса «медикализации» смерти, или
со стратегией повышения социального
статуса за счет «ритуальной» инициативы.