Метрика и строфика М. И. Лопатто
Дарья Николаевна Воробьёва
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен описанию метрики и
строфики М. И. Лопатто (1892—1981) — поэта, переводчика, литературоведа, одного
из основателей кружка «Омфалитический Олимп», разрабатывавшего идею «Нового
Возрождения». Выявляется специфика ее воплощения в поэзии Лопатто. Показано,
что нейтральность метрики компенсируется усложненностью строфики: используются
экзотические формы — западные (сонет, сицилианская и тосканская октавы, рондо,
глосса, баллада) и восточные (газель) по происхождению. «Канонические» формы становятся
полем для экспериментов, основой для создания уникальной поэтической системы.
Тезисы
В истории русского стиха начало XX в. является временем экспериментов; их основными направлениями
исследователи справедливо считают, с одной стороны, возрождение утвержденных
традицией форм русской и мировой поэзии, с другой, — создание новых, экспериментальных
«авторских» форм.
К числу писателей, развивавших идеи о
необходимости возврата к традициям прошлого для поиска дальнейшего пути
развития русской поэзии, относится Михаил Иосифович Лопатто (1892—1981) — поэт,
переводчик, литературовед, выпускник Петроградского университета, участник
Пушкинского семинария С.А. Венгерова, один из основателей кружка
«Омфалитический Олимп» и издательства «Омфалос». В докладе впервые рассматривается вопрос о
направлениях стиховых экспериментов Лопатто; основное внимание уделяется
описанию его метрики и строфики.
Исследование 154 оригинальных стихотворений, включенных в наиболее полное издание литературного наследия писателя «Я не гость, не хозяин — лишь имя…» (2015) позволяет сделать следующие выводы. Основу метрики Лопатто составляют традиционные 4-стопный хорей, 4- и 5-стопные ямбы. Вместе с тем, поэт разрабатывал и экспериментальные формы. Во-первых, это урегулированные конструкции (редкие цезурные разновидности длинных и сверхдлинных 2-сложников, полиметрическая композиция с симметричным расположением звеньев, написанных разными размерами, и др.); во-вторых, расшатанные структуры — вольные дольники и тактовики. Обращение к редким формам обусловлено отсылкой к узнаваемой поэтической традиции — русской, восточной, западно-европейской, античной. Нейтральность метрики компенсируется усложненностью строфики. В небольшом по объему корпусе текстов обнаруживается многообразие экзотических форм — западных (сонет, рондо, сицилианская октава, глосса, баллада) и восточных (газель) по происхождению. Показательно, что эти строфические формы используются не в переводах или стилизациях и становятся основой для формирования индивидуально-авторской поэтической системы.
Исследование 154 оригинальных стихотворений, включенных в наиболее полное издание литературного наследия писателя «Я не гость, не хозяин — лишь имя…» (2015) позволяет сделать следующие выводы. Основу метрики Лопатто составляют традиционные 4-стопный хорей, 4- и 5-стопные ямбы. Вместе с тем, поэт разрабатывал и экспериментальные формы. Во-первых, это урегулированные конструкции (редкие цезурные разновидности длинных и сверхдлинных 2-сложников, полиметрическая композиция с симметричным расположением звеньев, написанных разными размерами, и др.); во-вторых, расшатанные структуры — вольные дольники и тактовики. Обращение к редким формам обусловлено отсылкой к узнаваемой поэтической традиции — русской, восточной, западно-европейской, античной. Нейтральность метрики компенсируется усложненностью строфики. В небольшом по объему корпусе текстов обнаруживается многообразие экзотических форм — западных (сонет, рондо, сицилианская октава, глосса, баллада) и восточных (газель) по происхождению. Показательно, что эти строфические формы используются не в переводах или стилизациях и становятся основой для формирования индивидуально-авторской поэтической системы.