Земное и небесное в лирике В. С. Высоцкого
Елизавета Владимировна Семенская
Докладчик
магистрант 1 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён онтологическому плану лирики В. С. Высоцкого.
Рассматривается поэтический принцип противопоставления земного и небесного,
суетного и сущего как путь осмысления поэтом главных философских вопросов. В
соответствии с русской культурной и литературной традицией лирический герой Высоцкого, высоко
ценящий небесное, вынужден
преодолевать притяжение земного мира ради обретения духовной чистоты.
Тезисы
Философский ракурс видения литературы, представленный в
традиции Л. И. Шестовым, В. В. Розановым, В. В. Зеньковским, присущ и современным исследованиям.
Так, в области высоцковедения регулярно предпринимаются попытки анализа
онтологического плана лирики поэта. Многие из них, однако, неудачны в связи с
навязчивыми для работ о Высоцком фактографией и биографизмом. Отвечая на вопрос
о том, как осмысляются поэтом главные философские вопросы, необходимо отойти от
социобиографического контекста и уделить внимание организации лирической
системы как целостности, отражающей мировоззрение автора.
Исследование и описание семантики и мифопоэтики основополагающих мотивов и образов, установление и анализ внутрисистемных смысловых и тематических связей показывает, что художественный мир лирики Высоцкого имеет четко организованную систему пространственно-временных координат, основанную на противопоставлении земного и небесного. «Мир земной», знакомый еще с эпохи романтизма, у Высоцкого многообразен и насыщен «физикой»: вещами, деталями, людьми. Но юмор и ирония, часто используемые поэтом для его изображения, нивелируют их значение и указывают на наличие второго смыслового плана. Онтологический смысл телесного эксплицируется, например, в стихотворениях о горах («суета городов» противопоставляется «сияющей вечным огнем вершине») и о войне (погружение «мира земного» в хаос актуализирует смену мировоззренческого дискурса — возрастает ценность человеческих взаимоотношений, времени, памяти, жизни). Концепция человека у Высоцкого связана с постоянным выбором между земным и небесным. Лирический герой, оказываясь наравне с другими в пестрой суете телесного мира, остро ощущает его безжизненность («тесно, видим только черепа»), холодность («гололед на земле»), враждебность («стволы глазищ, / <...> / как дуло на мишень, но на живую, — затылок мой от взглядов не спасти»), замкнутость («и сверху лед, и снизу — маюсь между»). Остаться в этом мире значит «умереть мучительною жизнью», поэтому он стремится преодолеть границы земного. Движение к сверхчувственному пониманию мира, согласно Высоцкому, есть духовное подвижничество и очищение, что тесно связано с культурной традицией толкования телесного как «нечистого». Так же, как у Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, герой Высоцкого должен сначала оказаться в «грязи» («животом по грязи, дышим смрадом болот»), чтобы затем, «свято веря в чистоту снегов и слов», восстать против компромисса с земным («на ослабленном нерве я не зазвучу») и восстановить утраченную гармонию мира-космоса.
Таким образом, размышляя о мире и человеке, о фундаментальных реальностях бытия, Высоцкий во многом наследует уже сложившуюся в культуре и философии традицию, творчески развивает ее.
Исследование и описание семантики и мифопоэтики основополагающих мотивов и образов, установление и анализ внутрисистемных смысловых и тематических связей показывает, что художественный мир лирики Высоцкого имеет четко организованную систему пространственно-временных координат, основанную на противопоставлении земного и небесного. «Мир земной», знакомый еще с эпохи романтизма, у Высоцкого многообразен и насыщен «физикой»: вещами, деталями, людьми. Но юмор и ирония, часто используемые поэтом для его изображения, нивелируют их значение и указывают на наличие второго смыслового плана. Онтологический смысл телесного эксплицируется, например, в стихотворениях о горах («суета городов» противопоставляется «сияющей вечным огнем вершине») и о войне (погружение «мира земного» в хаос актуализирует смену мировоззренческого дискурса — возрастает ценность человеческих взаимоотношений, времени, памяти, жизни). Концепция человека у Высоцкого связана с постоянным выбором между земным и небесным. Лирический герой, оказываясь наравне с другими в пестрой суете телесного мира, остро ощущает его безжизненность («тесно, видим только черепа»), холодность («гололед на земле»), враждебность («стволы глазищ, / <...> / как дуло на мишень, но на живую, — затылок мой от взглядов не спасти»), замкнутость («и сверху лед, и снизу — маюсь между»). Остаться в этом мире значит «умереть мучительною жизнью», поэтому он стремится преодолеть границы земного. Движение к сверхчувственному пониманию мира, согласно Высоцкому, есть духовное подвижничество и очищение, что тесно связано с культурной традицией толкования телесного как «нечистого». Так же, как у Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, герой Высоцкого должен сначала оказаться в «грязи» («животом по грязи, дышим смрадом болот»), чтобы затем, «свято веря в чистоту снегов и слов», восстать против компромисса с земным («на ослабленном нерве я не зазвучу») и восстановить утраченную гармонию мира-космоса.
Таким образом, размышляя о мире и человеке, о фундаментальных реальностях бытия, Высоцкий во многом наследует уже сложившуюся в культуре и философии традицию, творчески развивает ее.