По ту сторону контроля за временем в кино (на примере фильмов Хон Сан Су)
Жанна Денисовна Мельникова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен контролю за временем повествования в кинонарративе и сопротивлению
этому контролю со стороны основного материала кино — изобразительного знака. По
ту сторону контроля обнаруживается иной способ работы со временем в кино, при
котором повествовательный сегмент не содержит информации о своей темпоральной
принадлежности. На материале фильмов Хон Сан Су, а также фильмов-головоломок, проводится
различие между способностью кинознака колебаться между разными временными рамками и
неприспособленностью изобразительного (репрезентативного) знака в кино для
передачи временных отношений.
Тезисы
Доклад
посвящен контролю за временем повествования в кинонарративе. Проблема
темпоральной репрезентации рассматривается с точки зрения сопротивления
основного материала кино — изобразительного знака. Последний, в отличие от
абсолютно условных знаков, неприспособлен к рассказыванию, повествованию.
Отсюда возникают специфические
трудности передачи в фильме прошедшего и будущего времени: кино знает лишь
настоящее время.
Ввиду
этого контроль за временем повествования в фильме осуществляется при помощи
абсолютно условных знаков — конвенциональных приемов вроде затемнения, наплыва,
игры с цветом и др. Сопротивление основного материала кино, неприспособленного для передачи временных отношений, позволяет
говорить об ином способе работы со временем в фильме, который можно было бы
обозначить как «минус-прием». При нем повествовательный сегмент, относящийся к
прошлому или будущему истории, не содержит никаких визуальных сигналов о своей
временной принадлежности.
Однако «по ту сторону» контроля за временем в
кино видится необходимым обнаружить следующее различие.
Отсутствие визуальных сигналов о временной принадлежности сегмента может использоваться как понятный и усваиваемый синтаксический минус-прием, работающий на драматургическую составляющую нарратива. В таком случае он отсылает к способности знака в кино колебаться во времени, что часто можно встретить в фильмах-головоломках. В то же время отсутствие указателей на временную принадлежность сегмента может не получить своего значения на уровне сюжета и остаться непроясненным. В этом случае говорить о минус-приеме нельзя, а отсутствие указателей отсылает к неприспособленности изобразительного знака как специфике медиума.
Последний способ работы со временем обнаруживается в кинематографе корейского режиссера Хон Сан Су и предполагает иной способ рецепции фильма. Оговоренная неприспособленность здесь позволяет пресечь «продольное» чтение фильма и вернуться к «поперечному» чтению каждого плана-эпизода, отсылающему к природе изобразительного знака, который в условиях повествования ограничивается всегда лишь функцией называния.
Отсутствие визуальных сигналов о временной принадлежности сегмента может использоваться как понятный и усваиваемый синтаксический минус-прием, работающий на драматургическую составляющую нарратива. В таком случае он отсылает к способности знака в кино колебаться во времени, что часто можно встретить в фильмах-головоломках. В то же время отсутствие указателей на временную принадлежность сегмента может не получить своего значения на уровне сюжета и остаться непроясненным. В этом случае говорить о минус-приеме нельзя, а отсутствие указателей отсылает к неприспособленности изобразительного знака как специфике медиума.
Последний способ работы со временем обнаруживается в кинематографе корейского режиссера Хон Сан Су и предполагает иной способ рецепции фильма. Оговоренная неприспособленность здесь позволяет пресечь «продольное» чтение фильма и вернуться к «поперечному» чтению каждого плана-эпизода, отсылающему к природе изобразительного знака, который в условиях повествования ограничивается всегда лишь функцией называния.