Тенденций в восприятии Наполеона Бонапарта в Англии после его ссылки и смерти, и их отражение в произведениях Б. Р. Хейдона и У. Вордсворта
Ася Георгиевна Рогова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Наполеон,
наполеоновский миф, английская литература, английское искусство Вордсворт,
Хейдон.
Тезисы
Образ Наполеона
Бонапарта оставался доминирующим в сознании европейцев и при его жизни, и после
его смерти. Попытки разгадать созданный им миф, важные не только для
понимания глобального значения его личности и ее роли в истории, но для
становления национального самосознания европейцев и для формирования культурной
памяти, продолжаются. Они сохраняют актуальность в связи с тем,
что неоднозначность деяний исторической
личности такого масштаба, связанных с ней событий и их восприятия современниками
во многом препятствует этому процессу.
В докладе, с
учетом достижений новейших исследований, представляется обзор основных
тенденций в восприятии Бонапарта в Англии при жизни и особенно после его
финальной ссылки и смерти, отразившихся в поэзии, прозе, периодике, живописи и
карикатуре. Особенно значимыми являются итоговые размышления о нем, когда уже возникла
минимальная перспектива, необходимая для восприятия исторических событий. Все они
в целом запечатлели различные эмоции (восхищение, ненависть, иронию, скорбь) и
представления о Наполеоне (как о гениальном полководце и реформаторе,
завоевателе и тиране, как об изгнаннике и мученике, романтическом герое
и злодее), способствовавшие формированию его мифа.
Логическое завершение обзора — обращение к двум произведениям оригинальных
независимых художников, которые отразили эти тенденции и вместе представили финальные
размышления эпохи о восприятии Наполеона. (В таком ракурсе
рассматриваются впервые). К наиболее популярной работе в творчестве исторического
художника Б. Р. Хейдона — романтическому портрету Наполеона (Napoleon Musing at St. Helena,1830). И написанному в ответ на него стихотворению У. Вордсворта (To B. R. Haydon,
on seeing his picture of Napoleon Bonaparte on the Island of St. Helena (1831).