XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Тенденций в восприятии Наполеона Бонапарта в Англии после его ссылки и смерти, и их отражение в произведениях Б. Р. Хейдона и У. Вордсворта

Ася Георгиевна Рогова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Наполеон, наполеоновский миф, английская литература, английское искусство Вордсворт, Хейдон.

Тезисы

Образ Наполеона Бонапарта оставался доминирующим в сознании европейцев и при его жизни, и после его смерти. Попытки разгадать созданный им миф, важные не только для понимания глобального значения его личности и ее роли в истории, но для становления национального самосознания европейцев и для формирования культурной памяти, продолжаются. Они сохраняют актуальность в связи с тем, что неоднозначность деяний исторической личности такого масштаба, связанных с ней событий и их восприятия современниками во многом препятствует этому процессу. В докладе, с учетом достижений новейших исследований, представляется обзор основных тенденций в восприятии Бонапарта в Англии при жизни и особенно после его финальной ссылки и смерти, отразившихся в поэзии, прозе, периодике, живописи и карикатуре. Особенно значимыми являются итоговые размышления о нем, когда уже возникла минимальная перспектива, необходимая для восприятия исторических событий. Все они в целом запечатлели различные эмоции (восхищение, ненависть, иронию, скорбь) и представления о Наполеоне (как о гениальном полководце и реформаторе, завоевателе и тиране, как об изгнаннике и мученике, романтическом герое и злодее), способствовавшие формированию его мифа. Логическое завершение обзора — обращение к двум произведениям оригинальных независимых художников, которые отразили эти тенденции и вместе представили финальные размышления эпохи о восприятии Наполеона. (В таком ракурсе рассматриваются впервые). К наиболее популярной работе в творчестве исторического художника Б. Р. Хейдона — романтическому портрету Наполеона (Napoleon Musing at St. Helena,1830). И написанному в ответ на него стихотворению У. Вордсворта (To B. R. Haydon, on seeing his picture of Napoleon Bonaparte on the Island of St. Helena (1831).