49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Учет особенностей личности современного экзаменуемого в тесте по русскому языку как иностранному

Любовь Григорьевна Беликова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Полина Юрьевна Игнатьева
Докладчик
преподаватель
Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева, СПбГУ
Инна Николаевна Ерофеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Субтест «Письмо» ТРКИ-II, субъект тестирования, учет особенностей личности, молодое поколение, актуальность, мультикультурализм, анализ заданий.

Тезисы

Молодой человек нашего времени — человек открытого мира, имеющий возможность увидеть, понять, оценить жизнь в других странах. Это школьник, студент, быстро находящий контакты, но не умеющий долго их поддерживать; активный пользователь соцсетей, желающий отчитаться о своих достижениях, отреагировать на отчеты других и сразу забыть об этом; это человек, которому свойственен индивидуализм с меньшей долей ответственности и с чувством превосходства над другими. В то же время современные молодые люди толерантны и без страха готовы войти в общество, где действуют другие социальные законы, и в основе развития которого лежит другая культура. Все представители молодого поколения в той или иной степени обладают мультикультурной компетенцией. Именно поэтому пересматриваются программы обучения в вузах и школах, меняются средства обучения, методика преподавания различных дисциплин. Изменение психологических, социальных, культурных особенностей тех, кто сдает тесты, требует и пересмотра самих тестов — как формата, так и содержания заданий. Мы обратились к субтесту «Письмо» ТРКИ-II, ибо большинство сдающих данный субтест — молодые люди нового поколения. Им не свойственно писать длинные личные письма, адресованные знакомым, они пользуются всеми возможными стандартизованными формами и бланками для решения проблем в деловой сфере. Анализ заданий с точки зрения поставленных в них задач, релевантности представления страноведческих реалий, а также учета особенностей субъекта тестирования показал, что актуальность заданий спорна, субтест требует переработки.