Учет особенностей личности современного экзаменуемого в тесте по русскому языку как иностранному
Любовь Григорьевна Беликова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Полина Юрьевна Игнатьева
Докладчик
преподаватель
Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева, СПбГУ
Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева, СПбГУ
Инна Николаевна Ерофеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Субтест «Письмо» ТРКИ-II, субъект тестирования, учет особенностей личности, молодое поколение, актуальность, мультикультурализм, анализ заданий.
Тезисы
Молодой человек нашего времени — человек открытого мира,
имеющий возможность увидеть, понять, оценить жизнь в других странах. Это
школьник, студент, быстро находящий
контакты, но не умеющий долго их поддерживать; активный пользователь соцсетей, желающий
отчитаться о своих достижениях, отреагировать на отчеты других и сразу забыть
об этом; это человек, которому
свойственен индивидуализм
с меньшей долей ответственности и с чувством превосходства над другими. В то же время современные
молодые люди толерантны и без страха готовы войти в общество, где
действуют другие социальные законы, и в основе развития которого лежит другая
культура. Все представители молодого поколения в той или иной степени обладают мультикультурной
компетенцией. Именно поэтому пересматриваются программы обучения в вузах и
школах, меняются средства обучения, методика преподавания различных дисциплин.
Изменение психологических, социальных, культурных особенностей тех, кто сдает
тесты, требует и пересмотра самих тестов — как формата, так и содержания
заданий. Мы обратились к субтесту «Письмо» ТРКИ-II, ибо большинство сдающих
данный субтест — молодые люди нового поколения. Им не свойственно писать
длинные личные письма, адресованные знакомым, они пользуются всеми возможными стандартизованными
формами и бланками для решения проблем в деловой сфере. Анализ заданий с точки
зрения поставленных в них задач, релевантности представления страноведческих
реалий, а также учета особенностей
субъекта тестирования показал, что актуальность заданий спорна, субтест требует
переработки.