Низкая шкала в русском языке: употребление и сочетаемость с типами ядер
Татьяна Васильевна Качковская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Анна Дмитриевна Мамушина
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Интонация, русский язык, мелодика.
Тезисы
В
традиционных описаниях английской интонации (к примеру, в работах О’Коннора и
Арнольда) выделяется несколько типов оформления предцентровой части синтагмы (шкалы).
В частности, выделяют высокую (нисходящую) шкалу и низкую шкалу. В описаниях
русской интонации типы шкал обычно не выделяют, хотя в ряде публикаций можно
найти примеры ситуаций, в которых используется именно низкий предцентр — в первую очередь это характерно для комментариев и
авторских ремарок, которые произносятся в низком регистре (см. модели группы 09
в системе мелодических типов Н. Б. Вольской). Целью данной работы
было исследование синтагм с низкой шкалой на большом корпусном материале: аннотированном
русскоязычном корпусе CORPRES (подготовленное чтение). Система аннотации,
использующаяся в данном корпусе, позволяет найти все синтагмы, произнесенные в
низком регистре (поскольку для них в системе разметки существует отдельный
мелодический тип) и вычислить границы значений частоты основного тона,
характерные для предцентровой части таких синтагм. Далее в корпусе были найдены
все синтагмы с таким диапазоном значений в предцентре. Многие из этих синтагм
нельзя отнести к синтагмам, произнесенным в низком регистре, поскольку в их интонационном
центре наблюдается полноценное, с точки зрения интервала, мелодическое движение.
В найденных синтагмах с низкой шкалой встречаются все основные типы ядер. Это
говорит о том, что тип шкалы не задаётся типом ядра. Подробный анализ найденных
синтагм позволил выделить две основные группы контекстов, в которых встречается
низкая шкала с полноценным ядром: (1) в развернутых (более 1 синтагмы) комментариях
и авторских ремарках; (2) в длинных повествовательных предложениях, где высокая
шкала может чередоваться с низкой —
вероятно, для достижения художественного эффекта.