XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Низкая шкала в русском языке: употребление и сочетаемость с типами ядер

Татьяна Васильевна Качковская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Анна Дмитриевна Мамушина
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Интонация, русский язык, мелодика.

Тезисы

В традиционных описаниях английской интонации (к примеру, в работах О’Коннора и Арнольда) выделяется несколько типов оформления предцентровой части синтагмы (шкалы). В частности, выделяют высокую (нисходящую) шкалу и низкую шкалу. В описаниях русской интонации типы шкал обычно не выделяют, хотя в ряде публикаций можно найти примеры ситуаций, в которых используется именно низкий предцентр — в первую очередь это характерно для комментариев и авторских ремарок, которые произносятся в низком регистре (см. модели группы 09 в системе мелодических типов Н. Б. Вольской). Целью данной работы было исследование синтагм с низкой шкалой на большом корпусном материале: аннотированном русскоязычном корпусе CORPRES (подготовленное чтение). Система аннотации, использующаяся в данном корпусе, позволяет найти все синтагмы, произнесенные в низком регистре (поскольку для них в системе разметки существует отдельный мелодический тип) и вычислить границы значений частоты основного тона, характерные для предцентровой части таких синтагм. Далее в корпусе были найдены все синтагмы с таким диапазоном значений в предцентре. Многие из этих синтагм нельзя отнести к синтагмам, произнесенным в низком регистре, поскольку в их интонационном центре наблюдается полноценное, с точки зрения интервала, мелодическое движение. В найденных синтагмах с низкой шкалой встречаются все основные типы ядер. Это говорит о том, что тип шкалы не задаётся типом ядра. Подробный анализ найденных синтагм позволил выделить две основные группы контекстов, в которых встречается низкая шкала с полноценным ядром: (1) в развернутых (более 1 синтагмы) комментариях и авторских ремарках; (2) в длинных повествовательных предложениях, где высокая шкала может чередоваться с низкой — вероятно, для достижения художественного эффекта.