Вопросительное предложение в художественном тексте (на материале рассказов последних пяти лет)
Svetlana Vadimovna Vyatkina
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Процесс дезинтеграции, фрагментированная проза, вопросительное
предложение, типы вопросов, расчлененность.
Тезисы
В докладе представлены результаты анализа функций
вопросительных предложений в современной прозе, отражающей процессы
дезинтеграции (О. В. Марьина), на материале рассказов, опубликованных в
журналах «Знамя», «Октябрь», «Новый мир» в последние 5 лет (около 10%). Отбор
текстов базировался на определении автором жанра нарратива, на оформленной
дискретности текста (различные типы рубрикации на уровне макросинтаксиса, на
уровне микросинтаксиса — расчленение синтагматической цепочки предложения, элиминация
показателей связности). Комплексный анализ прагматики (типы вопросов), структурных
особенностей (одиночные вопросы, цепочки вопросительных предложений, сочетание
с парцелляцией), контекста введения (позиция в структуре текста и
соотнесенность с определенным коммуникативно-речевым регистром) и степени
насыщенности текста небольшого объема вопросительными предложениями позволяет
выявить 1) текстообразующую функцию вопросительных предложений в лирических
монологах, особенно цепочек вопросов (автокоммуникация); 2) отражение
рефлексии повествователя (риторические вопросы и вопросы без ответов); 3) моделирование
с помощью контактоустанавливающих вопросов (Вам это ничего не
напоминает? Куда он подевался, я вас спрашиваю?) или переспросов (не так
ли?) диалога с адресатом-собеседником; 4) усложнение
субъектной перспективы текста снятием традиционного пунктуационного оформления партий
говорящих в диалогах. Выявленные особенности вопросов в современной прозе
отражают поиск средства компенсации дезинтеграции, нарастающую разговорность
художественного текста и изменение восприятия адресантом адресата своего
нарратива (стремление к снятию дистанции, моделирование онлайн коммуникации),
что предопределено ориентацией на современного читателя, поиском новых форм
художественной коммуникации.