XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Вопросительное предложение в художественном тексте (на материале рассказов последних пяти лет)

Светлана Вадимовна Вяткина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Процесс дезинтеграции, фрагментированная проза, вопросительное предложение, типы вопросов, расчлененность.

Тезисы

В докладе представлены результаты анализа функций вопросительных предложений в современной прозе, отражающей процессы дезинтеграции (О. В. Марьина), на материале рассказов, опубликованных в журналах «Знамя», «Октябрь», «Новый мир» в последние 5 лет (около 10%). Отбор текстов базировался на определении автором жанра нарратива, на оформленной дискретности текста (различные типы рубрикации на уровне макросинтаксиса, на уровне микросинтаксиса — расчленение синтагматической цепочки предложения, элиминация показателей связности). Комплексный анализ прагматики (типы вопросов), структурных особенностей (одиночные вопросы, цепочки вопросительных предложений, сочетание с парцелляцией), контекста введения (позиция в структуре текста и соотнесенность с определенным коммуникативно-речевым регистром) и степени насыщенности текста небольшого объема вопросительными предложениями позволяет выявить 1) текстообразующую функцию вопросительных предложений в лирических монологах, особенно цепочек вопросов (автокоммуникация); 2) отражение рефлексии повествователя (риторические вопросы и вопросы без ответов); 3) моделирование с помощью контактоустанавливающих вопросов (Вам это ничего не напоминает? Куда он подевался, я вас спрашиваю?) или переспросов (не так ли?) диалога с адресатом-собеседником; 4) усложнение субъектной перспективы текста снятием традиционного пунктуационного оформления партий говорящих в диалогах. Выявленные особенности вопросов в современной прозе отражают поиск средства компенсации дезинтеграции, нарастающую разговорность художественного текста и изменение восприятия адресантом адресата своего нарратива (стремление к снятию дистанции, моделирование онлайн коммуникации), что предопределено ориентацией на современного читателя, поиском новых форм художественной коммуникации.