49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Обряды юганских хантов сегодня (итоги экспедиции 2019 г.)

Константин Андреевич Сагалаев
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт филологии СО РАН

Ключевые слова, аннотация

Юганские ханты, обрядовая традиция, ритуал, культовое место, духи-покровители, современное состояние.

Тезисы

Ханты, населяющие бассейн реки Малый Юган, в большой степени сохранили традиционный образ жизни и обрядовую сферу культуры. В ходе экспедиции 2019 г. на р. М. Юган нами были записаны новые полевые материалы по обрядовой культуре юганских хантов.
В юртах Ачимовых нами были зафиксированы два обряда почитания семейных духов-покровителей; в обоих принимали участие почти все жители юрт и приехавшие к ним в гости родственники.
Лабаз дочерей Пугос Анки — традиционно «женское» священное место. Считается, что сестер — «старшую» и «младшую» — отправила с р. Вах сама Пугос-Анки, чтобы они оберегали своих новых хозяев. Лабаз посещают 3–4 раза в год, точной привязки к календарю нет. Летом их привозят «в гости», в это время сестры «живут» в лабазе у хозяйки, сменяемой раз в три года. На каждой из сестер — 3 халата и 7 платков. В ходе обряда хозяйка и ее помощница умывают их отваром чаги, меняют старые одеяния на принесенные в подарок новые. После коллективной молитвы, поклонов и угощения духов паром от пищи и вина проводится совместная ритуальная трапеза.
Лабаз Эвут-ики — место «мужское». Сам Эвут-ики когда-то был богатырем, а теперь, став духом, покровительствует роду Ачимовых. В стоящем на земле лабазе находятся деревянные антропоморфные изображения самого Эвут-ики, его жены Эвут-ими в двух ипостасях и слуг; княжеский посох и стрелы, которые приносит охотник, достигнув совершеннолетия; луки и пестики, которые вешают на стену в при рождении мальчика и девочки соответственно. При совершении обряда также были сделаны подношения и угощение духов запахом еды и напитков, прочитана молитва и устроена совместная трапеза.
Устойчивость традиции почитания семейных духов-покровителей на р. М. Юган позволяет нам говорить о значительной степени сохранности обрядовой сферы культуры в данном регионе.