Обряды юганских хантов сегодня (итоги экспедиции 2019 г.)
Константин Андреевич Сагалаев
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт филологии СО РАН
Институт филологии СО РАН
Ключевые слова, аннотация
Юганские ханты, обрядовая традиция, ритуал, культовое место, духи-покровители, современное состояние.
Тезисы
Ханты,
населяющие бассейн реки Малый Юган, в большой степени сохранили традиционный
образ жизни и обрядовую сферу культуры. В ходе экспедиции 2019 г. на р. М. Юган нами
были записаны новые полевые материалы по обрядовой культуре юганских хантов.
В юртах Ачимовых нами были зафиксированы два
обряда почитания семейных духов-покровителей; в обоих принимали участие почти
все жители юрт и приехавшие к ним в гости родственники.
Лабаз дочерей Пугос Анки — традиционно «женское»
священное место. Считается, что сестер — «старшую» и «младшую» — отправила
с р. Вах сама Пугос-Анки, чтобы они оберегали своих новых хозяев. Лабаз посещают 3–4 раза в год, точной привязки к
календарю нет. Летом их привозят «в гости», в это время сестры «живут» в лабазе
у хозяйки, сменяемой раз в три года. На каждой из сестер — 3 халата и 7 платков. В
ходе обряда хозяйка и ее помощница умывают их отваром чаги, меняют старые
одеяния на принесенные в подарок новые. После коллективной молитвы, поклонов и угощения
духов паром от пищи и вина проводится совместная ритуальная трапеза.
Лабаз Эвут-ики — место «мужское». Сам Эвут-ики
когда-то был богатырем, а теперь, став духом, покровительствует роду Ачимовых. В стоящем на земле лабазе находятся деревянные антропоморфные
изображения самого Эвут-ики, его жены Эвут-ими в двух ипостасях и слуг; княжеский посох и стрелы, которые приносит охотник,
достигнув совершеннолетия; луки и пестики, которые вешают на стену в при
рождении мальчика и девочки соответственно. При совершении обряда также были сделаны
подношения и угощение духов запахом еды и напитков, прочитана молитва и
устроена совместная трапеза.
Устойчивость традиции почитания семейных духов-покровителей на р. М. Юган позволяет нам говорить о значительной степени сохранности обрядовой сферы культуры в данном регионе.
Устойчивость традиции почитания семейных духов-покровителей на р. М. Юган позволяет нам говорить о значительной степени сохранности обрядовой сферы культуры в данном регионе.