Когнитивные метафоры в формировании образных единиц идиостиля в научном тексте
Наталья Владимировна Халикова
Докладчик
профессор
Московский государственный областной университет
Московский государственный областной университет
Ключевые слова, аннотация
Образ субъекта познания, когнитивная метафора, фоновый термин.
Тезисы
Стилистическое исследование филологической прозы включает анализ: 1) образа субъекта познания, выделяемого по аналогии с «образом автора» в художественном тексте; 2) образ научного предмета, научный концепт (например, грамматика, стилистика, Стиль, Имя); 3) когнитивные базовые метафоры (образные парадигмы). Последнее определяет отбор, частотность и семантическую структуру фоновых и метафорических терминов в поле научного концепта, образующих скрытый, как кажется, «второй план текста», то есть замкнутую общей образной концепцией иерархическую семантико-смысловую
структуру.
«Ментальный цикл» слова (В. В. Колесов) позволяет увидеть в научном филологическом дискурсе веков за формирующимся в поле термина объемом понятия образный и концептуальный смыслы, определяющие идиостили выдающихся лингвистов ХIХ–ХХ вв.
Образная единица идиостиля — элемент устойчивой образно-метафорической парадигмы, результат регулярного стилистического приема, средство создания «образной когезии» (термин И. Р. Гальперина) в научном тексте. К образным единицам когнитивной метафоры (например, (ЯЗЫК — герой; СТИЛЬ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ — сцена, картина, ЧАСТЬ РЕЧИ — строй, здание, почва; РЕЧЬ — водное пространство, ткань) относятся: а) фразеологизмы (возводить фундамент грамматического строя); б) троп или фигура (лингвистическая пыль, умерщвленная категория); в) речевое клише, стертая метафора (круг употребления, размыть границы чего-либо). Отражая действительность образными репрезентациями научных концептов, каждый учёный устойчиво, в течение многих лет, передает не только образ научной действительности (сообщение), но и свое чувство от нее (интенции убеждения, воздействия, призыва, оценки). Теория доминанты психической деятельности А. Ухтомского и метод проекции объясняет выбор базовой метафоры творчества.
«Ментальный цикл» слова (В. В. Колесов) позволяет увидеть в научном филологическом дискурсе веков за формирующимся в поле термина объемом понятия образный и концептуальный смыслы, определяющие идиостили выдающихся лингвистов ХIХ–ХХ вв.
Образная единица идиостиля — элемент устойчивой образно-метафорической парадигмы, результат регулярного стилистического приема, средство создания «образной когезии» (термин И. Р. Гальперина) в научном тексте. К образным единицам когнитивной метафоры (например, (ЯЗЫК — герой; СТИЛЬ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ — сцена, картина, ЧАСТЬ РЕЧИ — строй, здание, почва; РЕЧЬ — водное пространство, ткань) относятся: а) фразеологизмы (возводить фундамент грамматического строя); б) троп или фигура (лингвистическая пыль, умерщвленная категория); в) речевое клише, стертая метафора (круг употребления, размыть границы чего-либо). Отражая действительность образными репрезентациями научных концептов, каждый учёный устойчиво, в течение многих лет, передает не только образ научной действительности (сообщение), но и свое чувство от нее (интенции убеждения, воздействия, призыва, оценки). Теория доминанты психической деятельности А. Ухтомского и метод проекции объясняет выбор базовой метафоры творчества.