XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Когнитивные метафоры в формировании образных единиц идиостиля в научном тексте

Наталья Владимировна Халикова
Докладчик
профессор
Московский государственный областной университет

Ключевые слова, аннотация

Образ субъекта познания, когнитивная метафора, фоновый термин.

Тезисы

Стилистическое исследование филологической прозы включает анализ: 1) образа субъекта познания, выделяемого по аналогии с «образом автора» в художественном тексте; 2) образ научного предмета, научный концепт (например, грамматика, стилистика, Стиль, Имя); 3) когнитивные базовые метафоры (образные парадигмы). Последнее определяет отбор, частотность и семантическую структуру фоновых и метафорических терминов в поле научного концепта, образующих скрытый, как кажется, «второй план текста», то есть замкнутую общей образной концепцией иерархическую семантико-смысловую структуру.
«Ментальный цикл» слова (В. В. Колесов) позволяет увидеть в научном филологическом дискурсе веков за формирующимся в поле термина объемом понятия образный и концептуальный смыслы, определяющие идиостили выдающихся лингвистов ХIХ–ХХ вв.
Образная единица идиостиля — элемент устойчивой образно-метафорической парадигмы, результат регулярного стилистического приема, средство создания «образной когезии» (термин И. Р. Гальперина) в научном тексте. К образным единицам когнитивной метафоры (например, (ЯЗЫК — герой; СТИЛЬ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ — сцена, картина, ЧАСТЬ РЕЧИ — строй, здание, почва; РЕЧЬ — водное пространство, ткань) относятся: а) фразеологизмы (возводить фундамент грамматического строя); б) троп или фигура (лингвистическая пыль, умерщвленная категория); в) речевое клише, стертая метафора (круг употребления, размыть границы чего-либо). Отражая действительность образными репрезентациями научных концептов, каждый учёный устойчиво, в течение многих лет, передает не только образ научной действительности (сообщение), но и свое чувство от нее (интенции убеждения, воздействия, призыва, оценки). Теория доминанты психической деятельности А. Ухтомского и метод проекции объясняет выбор базовой метафоры творчества.