Реализация языковой личности героя-нерда Шелдона Купера на лексическом уровне (на материале американского ситкома «Теория большого взрыва»)
Анастасия Александровна Мичурова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Кинодискурс, языковая личность, nerd.
Тезисы
Ю. Н.
Караулов предлагал рассматривать языковую личность на трех
уровнях: вербально-семантическом, когнитивном и прагматическом. Единицами
вербально-семантического уровня ученый считал отдельные слова. Реализация
данного уровня происходит при описании формальных средств выражения какого-либо
языка, то есть сюда входит грамматический и другие строи языка. Изучение
языковой личности на лексическом уровне, который является важной частью
реализации вербально-семантического уровня трехуровневой модели описания
языковой личности, представляет особый интерес в лингвистике,
так как именно благодаря лексикону говорящего мы заключаем, что представляет
собой его картина мира и мировоззрение в целом. Исходя из анализа лексического
состава речи говорящего, можно сделать вывод о его воспитании,
происхождении, интеллектуальном уровне развития и т. д.
Герой ситкома «Теория
большого взрыва» — ученый-физик, доктор наук, работающий в Калифорнийском
технологическом институте. Сам герой неоднократно подчеркивает наличие у него
впечатляющего образования (I have a Master’s and two PhDs), и как
следствие, его речь отличается высокой степенью нормированности и правильности.
Словарный запас
героя характеризуется наличием большого количества терминов, зачастую связанных
с физикой (formula, organizational paradigm). Но употребление профессиональной лексики отнюдь не ограничено
обсуждением работы — Шелдон использует профессионализмы в повседневной речи в
общении с обычными людьми.
Крайне редко
в речи Шелдона можно услышать бранные слова. Поскольку герой-нерд зачастую обладает
детскими характеристиками, это находит отражение в почти полном отсутствии обсценной лексики. Лексикон данного персонажа является маркером его языковой личности и дает зрителям понять, что
перед ними именно нерд.