Использование метода психодрамы на уроке иностранного языка
Марина Валерьевна Машинская
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Психодрама, ролевые игры, профессиональная практика, обучение иностранным языкам.
Тезисы
Термин
«психодрама» был введен Якобом Морено в 1920 г. и представлял собой терапевтический
групповой процесс с элементами драматической импровизации для изучения
внутреннего мира человека. Начиная с 30-х гг. прошедшего столетия, данный метод
используют зарубежные педагоги и психологи в образовательных целях.
Реализация
психодрамы в образовании проявляется в использовании ролевых игр в учебном
процессе. Психодраматическое действие — это творческий процесс поиска
конструктивного решения проблемы, а также средство самопознания и саморазвития.
Как
педагогическую технологию, психодраму используют для того, чтобы дать учащимся возможность
понять и принять нормы, функционирующие в обществе; обеспечить помощь в решении
учебных задач; дать знания и сформировать умения, которые бы помогли правильно
относиться, в частности, к будущей специальности; дать преподавателю возможность
лучше понять учащихся; развить необходимые социальные навыки. Все
вышеперечисленное можно отнести к основным целям обучения иностранному языку в
рамках коммуникативного подхода.
На фоне современного урока иностранного языка метод психодрамы может также
успешно применяться в рамках профориентационной работы. При помощи инструментов
драматической импровизации учащийся может научиться решать нестандартные задачи
в сложных профессиональных ситуациях; адаптироваться к профессиональной
деятельности; «примерить» на себя ту или иную позицию, посмотреть на нее
изнутри; осознать свои сильные стороны и значение тех или иных личностных
качеств. Кроме того, включение
психодрамы позволяет значительно повысить мотивацию учащихся к активному
участию на занятиях.