XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Использование метода психодрамы на уроке иностранного языка

Марина Валерьевна Машинская
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Психодрама, ролевые игры, профессиональная практика, обучение иностранным языкам.

Тезисы

Термин «психодрама» был введен Якобом Морено в 1920 г. и представлял собой терапевтический групповой процесс с элементами драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Начиная с 30-х гг. прошедшего столетия, данный метод используют зарубежные педагоги и психологи в образовательных целях. Реализация психодрамы в образовании проявляется в использовании ролевых игр в учебном процессе. Психодраматическое действие — это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы, а также средство самопознания и саморазвития. Как педагогическую технологию, психодраму используют для того, чтобы дать учащимся возможность понять и принять нормы, функционирующие в обществе; обеспечить помощь в решении учебных задач; дать знания и сформировать умения, которые бы помогли правильно относиться, в частности, к будущей специальности; дать преподавателю возможность лучше понять учащихся; развить необходимые социальные навыки. Все вышеперечисленное можно отнести к основным целям обучения иностранному языку в рамках коммуникативного подхода. На фоне современного урока иностранного языка метод психодрамы может также успешно применяться в рамках профориентационной работы. При помощи инструментов драматической импровизации учащийся может научиться решать нестандартные задачи в сложных профессиональных ситуациях; адаптироваться к профессиональной деятельности; «примерить» на себя ту или иную позицию, посмотреть на нее изнутри; осознать свои сильные стороны и значение тех или иных личностных качеств. Кроме того, включение психодрамы позволяет значительно повысить мотивацию учащихся к активному участию на занятиях.