Контроль vs свобода: авторский диктат, поливалентный нарратив и длинный поводок для зрителя
Всеволод Вячеславович Коршунов
Докладчик
доцент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Ключевые слова, аннотация
Нарратив, кинодраматургия, поливалентный нарратив, «Однажды… в Голливуде», «Джокер», «Ирландец», Тарантино, Филлипс, Скорсезе.
Тезисы
Хичкок стремился управлять вниманием аудитории целиком и полностью: на показах «Психо» опоздавших просто не пускали в зал. Тотальный контроль — так можно обозначить кинематограф Хичкока, Эйзенштейна, Лукаса, Спилберга.
Однако существует другая модель работы со зрителем, предполагающая большую свободу в процессе восприятия фильма. Базен в свое время противопоставил монтажное кино 1920-х и звуковое кино 1930-х. В первом зрителю отводилась исключительно пассивная роль «собаки Павлова», существующей в режиме «стимул — реакция». Во втором аудитория получала относительную свободу — увеличившаяся длительность кадра, глубинная мизансцена и план-эпизод давали зрителю большую активность в переключении фокуса своего внимания. С тех пор две эти модели — система рецептивного контроля и система рецептивного раскрепощения — существовали параллельно, то расходясь, то сближаясь.
Кинематографисты XXI в. все больше проявляют интерес ко второму принципу, причем это происходит не только в авторском, но и в жанровом кино. Все более востребованными становятся разомкнутые структуры, предполагающие все большую включенность аудитории и множественность интерпретационных моделей. Автор не только не дает однозначных ответов на заданные в фильме вопросы, но последовательно разворачивает цепочки аргументов в пользу сразу нескольких, причем диаметрально противоположных трактовок. Это касается не только финала (открытые финалы существуют и в системе тотального контроля), а всего течения фильма. Поливалентность нарратива оставляет зрителю доселе невиданную свободу: воспринимать фильм как моновалентную закрытую систему; обнаружить интерпретационную вариативность и сделать выбор в пользу того или иного прочтения; отказаться от выбора и синтезировать эти системы координат в целостную фигуру.