49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Типичные ошибки региолектной обусловленности в письменной речи студентов Донецкого региона

Нина Петровна Курмакаева
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет

Ключевые слова, аннотация

Донецкий региолект, лингворегионоведение, литературная норма, ошибки лексические, ошибки грамматические, дискурсивная компетенция.

Тезисы

Методический аспект лингворегионоведения в условиях региолектного влияния предполагает максимально эффективную работу преподавателя по выработке и закреплению у обучаемых навыков жесткого дифференцирования нормативного и региолектного в языке и речи. Донбасский регион находится в сфере распространения донецкого диффузного региолекта — источника и причины нарушения норм литературной речи в Донбассе. Ошибки, связанные с региолектным влиянием, исследованы недостаточно, что обусловило наше обращение к заявленной теме. В докладе рассматриваются регионально маркированные отступления от литературной нормы, предлагается авторская методика их аргументированного анализа. Классификация ошибок произведена по 3 параметрам: уровневому (лексический & грамматический), стратовому (стилистическому) и количественному (по степени частотности). Причины лексических ошибок региолектного характера: срабатывает стереотип речевой реализации региолексемы в письменном тексте по аналогии с ее употреблением в бытовой речи. Рассматриваются как наиболее типичные: 1) явления интерферентного плана — межъязыковые (русско-украинское синонимическое смешение), межстратовые (литературное и просторечно-жаргонное смешение); 2) неточность словоупотребления с искажением смысла; 3) нарушение лексико-парадигматической нормы. Грамматические ошибки: морфологические (нарушения в образовании форм слов различных частей речи) и синтаксические (нарушения характера связи в словосочетаниях, в употреблении предложно-падежных конструкций, в оформлении отношений между предикативными единицами в СП). Систематизация и анализ ошибок региолектной обусловленности в письменной речи студентов позволяет выявить прямую связь между грамотностью и дискурсивной компетенцией носителей языка.