49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Радикальная бесчувственность: медлительность как форма управления видимым в сериале Н. В. Рефна «Слишком стар, чтобы умерерть молодым»

Алина Романовна Мартыненко
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Медлительность, медленное кино, стриминговое кино, нарративные структуры, чувствительность.

Тезисы

Имя Николаса Виндинга Рефна ассоциируется с холодным и «церебральным» типом кинематографа, выхолощенным и минималистичным стилем, просчитанными до миллиметра мизансценами. В 2019 г., ступив на территорию стримингового кино, режиссер выпустил свой первый мини-сериал «Слишком стар, чтобы умереть молодым», в котором отразились важнейшие тенденции прошедшего десятилетия. Сериал стал примером «промежуточного» текста, балансирующего между кино, современным искусством и телевидением, повествовательным и ненарративным, жанровым и авторским типами кино.
Обращение к повествовательным и визуальным стратегиям медлительности позволило режиссеру еще больше радикализировать присущий ему стиль. Заимствуя приемы и традиции «медленного кино» с его бесконечно длинными планами, немногословными  персонажами, изощренным вниманием к повседневности (здесь — «вскрытой» насилием и патологической жаждой мести), Рефн экспериментирует с телевизионной формой, продолжая линию, начатую Дэвидом Линчем.

В сериале «Слишком стар, чтобы умереть молодым» замедление и временное растяжение используются, чтобы проявить тенденции к насилию внутри современного общества, завороженного культом смерти. Апеллируя к «классическому» американскому нуару, одержимому теми же мотивами, Рефн радикально переопределяет его жанровые формы и одновременно усиливает онейрический эффект, свойственный реальности нуаровских картин. 
Работа камеры обнажает машинность зрения, контролирует и строго определяет не только границы видимого, но и чувственно воспринимаемого зрителем. Обращение к стратегиям медлительности позволяет режиссеру эстетически преобразовать реальный мир, актуализировать проблему утраты чувствительности и радикально поставить вопрос, каким образом ее ощущает зритель?